Виктор Николаевич Поляков

 

(1915-2004)

На заводе его звали «папой». Виктор Поляков был человеком легендарным. Уже потому, что был он первым директором Волжского автомобильного завода. На любой фотографии или в кадрах кинохроники можно без труда узнать Виктора Николаевича Полякова. Он выше всех на голову. И почти всегда где-нибудь во вторых рядах. Выпячиваться он не любил.

Автор: Вадим Карасев

Но зато если вставал вопрос, кто возьмет ответственность на себя, Поляков первым говорил: «Я возьму…». Он отвечал за все происходящее на Волжском автозаводе. И по должности (он был генеральный директор), и по возрасту. Когда он начал руководить строительством ВАЗа, ему было 50 лет. Все другие вазовцы от его первых замов до разнорабочих –  были гораздо моложе.

… Когда смотришь на территорию ВАЗа с самого верхнего, 22-го, этажа заводоуправления, невольно возникает мысль: нет, построить все это огромное количество самых разных сооружений на бывшем кукурузном поле за четыре года невозможно…

 

На заводе его звали «папой». Любили, уважали и боялись. Как он умудрялся руководить десятками тысяч людей, не стуча кулаком по столу, одному Богу известно. Похвалу Виктора Николаевича люди воспринимали как медаль или орден.

… Когда смотришь на территорию ВАЗа с самого верхнего, 22-го, этажа заводоуправления, невольно возникает мысль: нет, построить все это огромное количество самых разных сооружений на бывшем кукурузном поле за четыре года невозможно…

Сколько потребовалось сил, фантазии, ума, расчетливости, чтобы вся эта система заработала и чтобы из ворот главного конвейера каждые 22 секунды выскакивала новенькая малолитражка?..

19 апреля 1970 года первые шесть «жигулей» скатились с конвейера завода. Новые технологии, современные материалы, культура и организация производства, которые применялись на ВАЗе, через сотни заводов поставщиков и смежников вывели всю промышленность страны на новую ступень.

Поляков сумел создать на ВАЗе команду руководителей-единомышленников, умных, изобретательных. Его настойчивость в достижении поставленной цели творила чудеса. Как-то Поляков приехал в Италию, в Турин заключать контракт на закупку партии комплектующих узлов и агрегатов для пуска завода. Переговоры с ним вел первый вице-президент ФИАТа инженер Боно. Его слово было решающим в любом споре. Сумма контракта составила 26 миллионов долларов. А у Полякова было разрешение, подписанное А.Н.Косыгиным, только на 18 миллионов. Идет диалог между инженером Боно и Поляковым: «Вот это все нам надо купить…» «Но вы понимаете, господин Поляков, что это все стоит 26 миллионов. Я не могу работать себе в убыток…» «Да, конечно, но у меня только 18 миллионов. И я прошу рассмотреть возможность продажи оборудования за эту сумму…» Время к вечеру, уже семнадцать часов, а Поляков через час на поезде должен выехать в Рим, а оттуда лететь в Москву. Боно излагает свою точку зрения: «Мои акционеры меня просто не поймут». «Да, но мы вместе строили этот завод. Мы не должны опозориться на весь мир. Мы должны вместе его пустить…» Время уже восемнадцать часов, поезд должен отправляться в Рим, но он ждет Полякова. Боно говорит: «Ладно, давайте заключим контракт на весь объем, а недостающую сумму вы доплатите позже». «Я не имею права обманывать свое правительство. Деньги строго регламентируются. Но мы с вами обязательно должны пустить завод…» Половина седьмого. Поезд стоит. Наконец Боно не выдерживает: «Ладно, я подпишу контракт за эти деньги… Но я потом за другое с вас их возьму…» «Там видно будет», говорит довольный Поляков, подписывая контракт.

Полякова в Италии называли «Гранде капо» большой начальник. Его уважали руководители и страны, и ФИАТа, а точнее, вся промышленная Италия.

В 1975 году Полякову сказали: «ВАЗ ты поднял, поднимай теперь всю автомобильную промышленность СССР». И назначили министром автопрома. И 11 лет Виктор Николаевич эту промышленность поднимал. Но чем-то не угодил он М.Горбачеву и Н.Рыжкову. И отправили его на пенсию.

 

В 1975 году Полякову сказали: «ВАЗ ты поднял, поднимай теперь всю автомобильную промышленность СССР». И назначили министром автопрома. И 11 лет Виктор Николаевич эту промышленность поднимал. Но чем-то не угодил он М.Горбачеву и Н.Рыжкову. И отправили его на пенсию.

Но без дела он не сидел. Практически до самых своих последних дней, уже живя в Москве, руководил консультационным отделом ОАО «АВТОВАЗ».
В.Н.Поляков умер 1 июня 2004 года, меньше года не дожив до своего девяностолетия. И завещал похоронить себя в городе Тольятти…

Автор: Вадим Карасев
Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с http://www.gubernya63.ru/Lichnost-v-istorii/citizens/poljakov.html?template=95