25

Апреля

1868 — Было принято решение Самарской городской Думы о ...

1893 — В Самаре открыта центральная телефонная станция,...

1931 — Родился Евгений Фомич Молевич, доктор философски...

1935 — Крайисполком принял решение о сооружении в город...

Ещё события 25 Апреля

Пелагея Стрепетова (1850 – 1904)
 

Портрет работы Николая Ярошенко

Великая трагическая актриса Пелагея Стрепетова выросла сиротой- подкидышем, воспитанницей семьи нижегородского театрального парикмахера Антипы Григорьевича Стрепетова.

Благодаря Стрепетовй о спектакле, поставленном на провинциальной сцене, стало известно далеко за пределами Самары. По всей России театралы заговорили о рождении необыкновенной трагической актрисы.

 

15 января 1870 года эта девятнадцатилетняя актрисы «без школы» потрясла самарцев исполнением роли Лизаветы  в острой социально-психологической драме А.Ф. Писемского «Горькая судьбина». С этого события и начался ее путь на сцене. Потом об этой своей роли она писала так: «Предо мною вдруг выросло что-то колоссальное, охватывающее все сферы, весь склад русской народной жизни недавнего, еще не изжитого прошлого. Получилась картина, страшная своей потрясающей правдой». Чистая, возвышенная и бесстрашная любовь крестьянки Лизаветы и ужасная расплата (убийство ребенка ее мужем Ананием из ревности), нечеловеческая страдания простой женщины, обретающей духовную свободу, открыли для Стрепетовой громадное социальное явление.

Спектакль прошел подряд шесть раз и каждый раз – с аншлагом. Факт небывалый для тогдашней Самары.
 
В «Самарском листке» появилась восторженная рецензия на игру Стрепетовой. О спектакле, поставленном на провинциальной сцене, стало известно далеко за пределами Самары. По всей России театралы заговорили о рождении необыкновенной трагической актрисы. 
 
А впервые выступила на самарской сцене Пелагея Стрепетова шестнадцати лет – в сезоне 1866-1867 годов. В числе ее главных поклонников был супруга самарского губернатора С. А. Аксакова, о которой актриса потом писала: «Большая любительница театра, сама недурная актриса, постоянная устроительница всех любительских и благотворительных спектаклей, она не пропускала ни одного представления…»
 
Пригласил актрису на самарскую сцену антрепенер А. Рассказов, бывший актер Малого театра, талантливый исполнитель бытовых и характерных ролей. На репетициях в театре тогда была атмосфера доверия, радостного творчества. Привольно жилось актрисе в Самаре. «Вне театра для меня не было жизни, - вспоминала актриса… - Это был лучший период моей артистической жизни». А ее партнерами на самарской сцене были корифеи отечественного театра – Модест Писарев и Александр Ленский. 
 
Актерское дарование было у нее необыкновенное. Это оценила публика во многих провинциальных театрах, где она играла в молодости, - в Киеве, Харькове, Одессе, Казани, Воронеже, Саратове… Но Самарский театр (находившийся в маленьком деревянном здании на Хлебной площади) – это особая страница в ее биографии. Здесь она выступала в течение трех сезонов. Пройдет немного времени, и Стрепетову узнает вся Россия. Критики и писатели, покоренные глубиной и силой ее сценического переживания и перевоплощения, будут  восторженно приветствовать появление необыкновенного актерского таланта. Москва объявит ее любимой актрисой, но петербургская интеллигенция победит в этом споре двух столиц, и Стрепетова несколько лет будет выступать на сцене императорского Александринского театра. «Это не игра, это сама действительность, - скажет о ней великий писатель Иван Тургенев.- Выучиться так играть нельзя, Так можно только переживать, имея в сердце искру Божью…»
 
Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: