Вера Ершова

 
10.11.2016

Народная артистка Советского Союз (1917-2006)

«На каждый спектакль она приходила за два часа до начала, - вспоминает заслуженный артист России Иван Морозов, - настраивалась на роль, гримировалась, а после спектакля уходила позже всех…»

 

Лауреат Государственной премии России, лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство», Вера Александровна Ершова сыграла на сцене Самарского театра драмы всех королев мирового репертуара. Шестьдесят три года на одной сцене! Она обрекла себя на гордую одинокую старость, пожертвовав ради сцены всем…

Вера Ершова родилась 7 апреля 1917 года в Саратове. Отец - повар, мать - портниха, а Верочка уже в семилетнем возрасте заболела театром. Родители видели в ней врача, учителя, кого угодно, но не актрису! Как ей влетело за роль цыганки в любительском спектакле!..Год она училась в ФЗУ на электромонтера, но мечтала о сцене. В шестнадцать лет поступила в Саратовское театральное училище к легендарному Ивану Слонову, затем играла в Курском драматическом театре. Первая роль - шекспировская Джульетта, а дальше - успех за успехом.
 
 
В личной жизни все было сложнее. Пришлось расстаться с первым мужем, пришлось сменить театр и город. С 1943 года она в Самарском академическом театре драмы. Сыграла  лучшие женские роли мирового репертуара. 
 
«На каждый спектакль она приходила за два часа до начала, - вспоминает заслуженный артист России Иван Морозов, - настраивалась на роль, гримировалась, а после спектакля уходила позже всех…»
 
Не только красавицей и не только королевой могла быть на сцене Вера Ершова. Ужасная, хищная Фтататита в «Цезаре и Клеопатре» - это тоже она. Об этой работе актриса говорила с особым наслаждением: «Я придумала себе грим, сделала в стоматологической клинике огромные клыки. В моей Фтататите было что-то звериное, горб на спине, ужас какой-то исходил от нее, от няньки Клеопатры…» 
 
А в жизни ей нравилось играть роль кокетки,  капризной, в чем-то смешной, забавной. Даже если репетиции шли трудно, она могла превратить все в шутку, в хохму. Никогда никакая работа с ней не казалась безнадежной. Всегда подтянута, одета с иголочки, безупречна во всем. Даже в восемьдесят восемь лет Ершова ходила на высоких каблуках. И летом, и зимой! Каждое утро начинала с того, что высыпала на пол спички, а потом по одной собирала их. Такая вот зарядка.
 
«Театральный роман» Ершовой с  Монастырским сыграл на руку обоим. Актрисе режиссер привил вкус к характерным ролям, она стала для него буквально незаменимой. Но когда Монастырский со скандалом ушел из театра, которым руководил более сорока лет, за ним ушли многие ведущие актеры, а Ершова не ушла. Она не могла жить без этой сцены. 
 
Было ли у нее амплуа? Нет, такой подход применительно к ней слишком узок!..Сколько ролей из так называемого «салонного» репертуара переиграла Ершова! Но Монастырский рискнул попробовать ее в «Материнском поле» в роли киргизки Толгонай, и она стала самой настоящей колхозницей, да такой, что однажды на гастролях, когда ей по роли надо было пройти из зала на сцену, служительницы в театре не пустили ее из фойе в зал. 
 
При распределении ролей в "Марии Стюарт" режиссер считал, что ей подходит острохарактерная Елизавета, а не лирико-драматическая Мария. Актриса же мечтала о роли Марии. Сошлись на компромиссе: Вера Александровна играла по очереди обе роли.
 
Вера Ершова мечтала отметить свой девяностолетний юбилей премьерой. Она не дожила до этого год. 
 
Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с http://www.gubernya63.ru/culture/actors/vera-ershova.html?template=95