19

Апреля

1686 — Родился Василий Никитич Татищев, глава первой Ор...

1944 — Постановлением Государственного Комитета Оборо...

1970 — С главного конвейера Волжского автозавода в Толь...

Ещё события 19 Апреля

Владимир Казарин. Историк Волги
 

Самарский краевед и журналист Владимир Казарин иногда называет себя историком Волги. И не без основания. Много лет он изучает историю судоходства на Волге. Его последняя книга «Волжские страницы самарской истории» вышла недавно в издательстве «ВЕК 21».

Автор: Вадим Карасев

Книга Владимира Казарина «Волжские страницы самарской истории» является продолжением серии его интересных краеведческих изысканий.

 

Новая книга самарского краеведа, как и многие предыдущие, связана с Волгой. Волге были посвящены и первые рассказы Казарина, и его статьи в разных изданиях (в том числе и в «Волжской коммуне»), и книги «Как по Волге-реке», изданная в 1983 году, «Идут караваны судов» (1985 год), «Волга в огне» (1987 год). Во время отпуска Казарин брал магнитофон, садился на танкер и отправлялся в волжское путешествие, записывая рассказы речников. До сих пор дома у него хранятся около 60 кассет с записями рассказов ветеранов.

Новая книга писателя и краеведа, подготовленная в результате кропотливой исследовательской работы в фондах Государственного архива Самарской области, областного архива социально-политической истории, Самарского речного порта, газетного фонда Самарской областной библиотеки, рассказывает о той роли, которую играли водники в истории края.

«С самого начала жизнь Самары неразрывно связана с Волгой, — считает писатель. — Нет в нашем крае предприятий, которые имели бы столь богатую историю, как водники. Истоки этой истории лежат в тех далеких временах, когда бурлаки тянули тяжелые баржи, ловили свежий ветер паруса знаменитых волжских расшив...». Расшивы в старину, кстати, считались лучшими судами. Это палубные парусные суда, который могли принять в свои трюмы до 25 тысяч пудов груза. Было и множество других типов судов — баржи, полубарки, коломенки, подчалки и другие.

По мнению исследователя, в истории порта Самары есть три главные, знаковые даты. Первая — 1367 год. Летом этого года венецианские купцы Франческо и Доменико Пицигано нарисовали портолан — глазомерную картографическую схему реки. В среднем ее течении они нанесли на карту поселение-пристань Samar. Вторая дата — 1600 год, учреждение соляной пристани. В Самаре она сохранялась долгое время. В 1756 году специально для перевозки соли было построено более сорока судов. Передвигались они, как выяснил исследователь, подтягиванием каната к якорю, который завозился на лодке вверх по Волге. Вот что писал по этому поводу путешественник и ученый второй половины восемнадцатого века Иван Лепехин: «Тяжелый груз и стремительное течение Волги великих требуют издержек, чтобы поднять такое судно вверх по течению. Почему тщательные доброискатели старались облегчить сие затруднение новым изобретением. Они выдумали махину, стоящую из колеса и вала, в которой ходили быки...». В 1811 году на Волге появились суда, на которых быки были заменены лошадьми.Именно из Самары в свой первый рабочий рейс отправился пароход «Волга» первого в российской империи пароходного общества «По Волге». Свой первый рабочий рейс с грузом пшеницы он совершил в 1846 году с хлебной пристани Самары. Подробности этого рейса известны. «Пароход отправился в путь, — сообщает краевед, — 15 мая, ведя на буксире две баржи, в которых находилось 150 тысяч пудов пшеницы. Был большой паводок, скорость течения реки резко возросла. Однако пароход доставил две баржи в Рыбинск всего за три недели». О самарской хлебной пристани Петр Алабин писал, что она занимает «первое и самое видное место на Волге». В горячие дни на ней работали до 700 грузчиков. Хлебная пристань приобрела всероссийскую известность, а самарская пшеница стала высоко цениться в странах Европы. Пароходное общество «По Волге» занималось первоначально исключительно грузовыми перевозками.

Владимир Казарин, начавший свою трудовую деятельность после строительного техникума наладчиком, пожарным и матросом, более тридцати лет посвятил журналистике. Он работал литературным сотрудником районной многотиражной газеты, был корреспондентом областного радио, собственным корреспондентом Всесоюзного радио и Центрального телевидения по Куйбышевской области, редактором Куйбышевского книжного издательства.

 

Третья дата, которую Владимир Казарин считает важной, — 1860 год, появление в Самаре первой пассажирской пристани. Много увлекательных историй связано с волжским судоходством. Например, о разбоях волжской вольницы, которые были здесь с незапамятных времен. Властям приходилось даже в течение многих лет содержать на Волге специальные суда (гардкоуты), которые должны были обеспечивать безопасность речных перевозок. Позднее именно с самарской пристани вывозили в Казань золотой запас России, и потом возвращали, также на пароходах, в наш город. На самарской пристани в годы Гражданской войны формировалась белогвардейская военная флотилия, которая с частями Владимира Каппеля освобождала от большевиков волжские города. Именно речники спасли от разрушения прекрасные дачи купцов Соколовых, отремонтировали их, сделали здравницей, в которой отдыхали водники всего Советского Союза (ныне здесь размещается санаторий имени Чкалова). Обо всем этом и многом другом увлекательно рассказывает в своей книге самарский краевед. Особое внимание Владимир Казарин уделяет такой малоизученной странице истории Великой Отечественной войны, как участие в ней Средневолжского пароходства. Куйбышеские речники обеспечивали работу сталинградских переправ, вели траление мин на волжских фарватерах, сопровождали караваны с нефтепродуктами. Наши буксирные пароходы «Чапаев», «Руднев», «Щорс», «Усыскин», «Федосеенко» стали канонерскими лодками Волжской военной флотилии и громили врага огнем своих орудий. История пароходства в нынешней книге завершается 1945 годом. Сейчас неутомимый исследователь работает над продолжением, намереваясь проследить историю волжского пароходства плоть до XXI века.

Первая публикация Казарина в печати появилась в 1976 году. Его рассказы и очерки печатались в сборниках, журналах «Октябрь», «Волга», в еженедельнике «Литературная Россия». Особую страницу творчества Казарина составляют его художественные и документальные книги, изданные в Куйбышеве и в Москве. В последние годы Казарин работает, в основном, в жанре документальной публицистики.

 

Долгое время Казарин мечтает о создании в Самаре музея речников. Уникальные вещи и документы для этого музея готовы передать многие водники. Сохранились ли в Самаре старые суда? Еще до недавнего времени, утверждает Владимир Казарин, можно было увидеть у Коровьего острова корабль «Капитан Панин». В прошлом он был канонерской лодкой «Ваня-коммунист», которая принимала участие еще в Гражданской войне, а в последние годы судно использовалось как дымонагнетальная станция. А на острове Поджабный стоял теплоход «Товарищ» — «ветеран» Гражданской и Великой Отечественной войн. Был там и бортовой журнал, который, как говорят старожилы, пропал после очередного паводка.

На основе архивных материалов Казарин написал историю Жигулевского пивоваренного комбината - книги «Пивной король и наследники» и «Вакано. Новые страницы», книгу о Самарской ГРЭС. Одна из книг Казарина - «Возрожденные имена» - посвящена видным купеческим династиям старой Самары. Особый интерес Казарин проявляет к волжской теме. Об этом его книги «Как по Волге-реке», «Идут караваны судов», «Волга в огне».

 
Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: