19

Апреля

1686 — Родился Василий Никитич Татищев, глава первой Ор...

1944 — Постановлением Государственного Комитета Оборо...

1970 — С главного конвейера Волжского автозавода в Толь...

Ещё события 19 Апреля

Хор Владимира Ощепкова
 

Владимир Ощепков руководил не одним хоровым обществом, создал в Самаре вуз и эстетический центр. Но хор – его главное дело со студенческих лет в Свердловске до почтенного возраста в Самаре.

Автор: Вадим Карасев

В 1994 году на базе музыкально-педагогического факультета он создает Институт художественного образования. Это единственный в России вуз, объединивший несколько художественных факультетов.

 

В детстве он недолюбливал хоровую музыку. Вот баян — совсем другое дело. Купили ему баян, и пошел Володя Ощепков в музыкальную школу. Первый его учитель Николай Алексеевич Бобылев разглядел в настойчивом мальчишке будущего дирижера и благословил на этот путь. Затем — музыкальное училище, Уральская консерватория, где его и научили работать со сводным хором.

...Владимир Михайлович готов дирижировать и утром, и днем, и вечером, говорит, что и во сне иногда дирижирует. Хор — его главное дело со студенческих лет в Свердловске до почтенного возраста в Самаре.

А в Самару он попал случайно. После окончания Уральской консерватории в 1961 году, оставив директорство в вечерней музыкальной школе при консерватории, по совету одного из педагогов Владимир Ощепков поехал в Куйбышев и стал преподавать на только что открывшемся музыкальном факультете педагогического института.

В 1963 году он стал деканом факультета и возглавлял его почти сорок лет. Главное место здесь занимало хоровое пение.

Ощепкова захватила тогда работа по новой программе «Музыка», которую разработал композитор Дмитрий Кабалевский. Педагоги стремились доказать, что каждый ребенок способен воспринимать высокую музыку.

В 1961 году Ощепков возглавил академический хор авиационного института и руководит им до сих пор. Тогда многие спорили, нужен ли инженеру Чайковский? Ощепков и ректор института Лукачев считали, что необходим. Ибо эстетическое воспитание напрямую связано с интеллектуальным развитием.

В конце шестидесятых годов Ощепков становится председателем Куйбышевского хорового общества, которым будет руководить семнадцать лет. Он объединил лучшие творческие силы области. Фестивали, конкурсы, концерты проходили на лучших сценах, в парках, на площадях, и все это выливалось в областные песенные праздники, апофеозом которых становился большой сводный хор.

В Ватикане самарские хористы пели под сводами Собора Святого Петра. И это был первый случай, когда светскому хору разрешили петь в этом соборе...

 

А сколько именитых гостей прибывало в Самару на Всесоюзные фестивали «Композитор и фольклор»!

С девяностых годов Ощепков руководит городским хором ветеранов войны и труда. «Это особая страница в моей жизни, — говорит маэстро. — Когда в какой-нибудь школе в День Победы хор поет: „Поклонимся великим тем годам“, дети встают... Возникает единение душ...»

В 1994 году на базе музыкально-педагогического факультета он создает Институт художественного образования. Это единственный в России вуз, объединивший несколько художественных факультетов: музыки, хореографии, театра, мировой художественной культуры, изобразительного искусства. Но изменилась Россия — изменился подход к делу музыкального воспитания. К сожалению, не в лучшую сторону.

В 2001 году Ощепков оставляет пост директора Института художественного образования и создает городской Центр эстетического воспитания детей и молодежи и Филармоническое общество Самарской области.

Центр взял на себя заботу о том, чтобы дело музыкального воспитания, начатое при Кабалевском, продолжалось и в наши дни. Этому и служат творческие коллективы — хор «Золотая лира», ансамбль скрипачей «Волшебный смычок», хор мальчиков «Веселые ребята», танцевальный и фольклорный ансамбли...

С хором «Золотая лира» маэстро Ощепков исколесил многие страны и города Европы. Они выступали в Вене, в лучшем концертном зале мира... В Париже хор был удостоен участия в церемонии поклонения Терновому Венцу Спасителя в знаменитом соборе Нотр-Дам. А в Ватикане самарские хористы пели под сводами Собора Святого Петра. И это был первый случай, когда светскому хору разрешили петь в этом соборе...

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: