Сызранский «Эрмитаж»

 

Сызранский театр драмы

09.11.2016

Свой стационарный театр в Сызрани появился в 1918 году. А почти 80 лет спустя – в 1996 году – Сызранский драматический театр стал лауреатом международного фестиваля «Полет «Чайки» в Санкт-Петербурге. Сызранский муниципальный драматический театр имени А.Н. Толстого сегодня – это театр динамично развивающийся, ищущий новые пути в творчестве, постоянно экспериментирующий, театр, работающий для зрителя и со зрителем, театр, с успехом гастролирующий во многих городах страны

Автор: Вадим Карасев

Первый режиссер театра – Глеб Ротов, известный в начале прошлого века в России актер.

В семидесятые годы XIX века в Сызрани на средства купца И. Соболекова был построен летний театр Эрмитаж. Сюда в то время регулярно приезжали гастролирующие театры и отдельные исполнители. Сызранцы видели знаменитых русских актеров Леонида Собинова, братьев Адельгейм, Екатерину Гельцер, Николая Радина, Павла Орленева, Екатерину Корчагину-Александровскую, армянского трагика Ваграма Папазяна. И хотя идея создания своего стационарного театра постоянно обсуждалась городскими властями, воплотилась в жизнь она только в 1918 году.

В годы Гражданской войны театральное искусство вообще пользовалось особой популярностью; появились новые зрители – рабочие, крестьяне, красноармейцы. В Сызрани была создана театральная труппа во главе с известным в то время в России актером Глебом Ротовым. 3 декабря 1918 года постановкой пьесы А. Островского «Лес» и было положено начало становлению постоянного театра. Сторонник классического репертуара, Г. Ротов ставил произведения Горького, Островского, Достоевского, Грибоедова, Чехова... В первые же годы сызранцы увидели «На дне» и «Мещан» Горького, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Горькую судьбину» А. Писемского, «Касатку» А. Толстого, «Горе от ума» А. Грибоедова...

Театр имел тогда два здания: зимнее (на том месте, где уже давно возведен Дом культуры им. 50 лет Октября) и летнее — в саду имени А. Луначарского (ныне это детский парк).  Новые спектакли приходилось тогда ставить почти каждый день: население города было очень малочисленным, и его нужно было постоянно чем-то удивлять. Так, только в одном месяце на сцене сызранского театра шли «Овод», «Чародейка», «Собор Парижской богоматери», «Пугачевщина», «Коварство и любовь», «Анна Каренина».

Зимой 1927 года театр был преобразован в ТРАМ (театр рабочей молодежи). Его энтузиасты – художественный руководитель Е. Белов, режиссеры М. Горев и С. Морозов – сделали все возможное, чтобы популярность у зрителя завоевали пьесы советских авторов. С успехом здесь шли спектакли «Любовь Яровая» Тренева, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Разлом» Лавренева.

С началом Великой Отечественной войны большая часть мужского состава труппы, рабочих сцены и технических цехов была призвана в армию. А вскоре в Сызрань на короткое время эвакуировался Сталинградский драматический театр. Но уже с 1943-го года Сызранская драма начинает «восстанавливаться» и до победы 1945-го выпускает спектакли «Васса Железнова», «Любовь Яровая», «Последние»…

Большая заслуга в дальнейшем развитии театра, выработке четкой репертуарной линии принадлежит работавшим в нем в 50-е годы опытным мастерам сцены В. Малахову, А. Вольной, Э. Михайловой, Б. Володарскому, К. Шахбазиди, П. Ремизову, Г. Дрознесу.

В 60-70-х годах в театре ставятся лучшие в то время произведения советской драматургии. Большой успех выпадает на долю спектаклей «Барабанщица» по А. Салынскому, «В поисках радости» по В. Розову, «Кремлевские куранты» по Н. Погодину. 

В активе театра было немало значительных творческих удач и в последующие годы. Это спектакли «Иркутская история» по А. Арбузову, «В день свадьбы» по В. Розову и «Золотая карета» по Л. Леонову (режиссер А. Ривман), «Чрезвычайный посол» братьев Тур, «Цыган» по А. Калинину (режиссер С. Шпанов). 

В начале ХХ века театр имел два здания: зимнее (на том месте, где уже давно возведен Дом культуры им. 50 лет Октября) и летнее – в саду имени А. Луначарского (ныне это детский парк).

 

Кумиром сызранцев был артист Е. Юрковский. Коренной сызранец, участник войны, он пришел в театр после демобилизации в 1946 году. И отдал ему более полувека жизни и неустанного творческого труда, создав психологически глубокие образы Рихарда Зорге («Пресс-атташе в Токио»), Глобы («Русские люди»), Савельева («Так и будет»), Василькова («Бешеные деньги»), Лопахина («Вишневый сад»), Чебутыкина («Три сестры»), Баукина («Жестокость»), Ильи Артамонова («Дело Артамоновых») и многие другие. Успешно играя ведущие роли в произведениях классического и современного репертуара (в послужном списке актера их оказалось больше ста), Е. Юрковский одновременно, в течение двух с лишним десятилетий, уверенно и авторитетно «исполнял», если можно так сказать, и роль директора театра. 

В 1973 году известный писатель Ф. Абрамов доверил коллективу театра и режиссеру А. Трубаю первую постановку в стране одобренной и отредактированной им пьесы –инсценировки «Пелагея и Алька». 

А дальше пошли спектакли А. Ривмана – «Дело Артамоновых» М. Горького, «Дочерний долг» по повести Е. Панкова «Голубое озеро», «Огонь» по роману А. Малышкина «Люди из захолустья», «Хромой барин» и «Пути-перепутья Вадима Рощина» по произведениям А. Толстого.

В 1997 году в театр пришел новый главный режиссер – В. Курочкин.

Особое внимание театр уделяет молодежной теме. В 1986 году спектакль режиссера А. Болотова по пьесе Б. Васильева «Завтра была война» получил областную премию имени Ленинского комсомола. Интересным было и его режиссерское прочтение «Прощания в июне» А. Вампилова. В конце 80-х – начале 90-х на сызранской сцене шли «Роман о девочках» В. Высоцкого, «Любовь – книга золотая» А. Толстого, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.

В 1994 году Сызранский драматический театр показывал в Москве на малой сцене МХАТа имени А. Чехова два спектакля – «Танго» С. Мрожека и «Жертву» М. Фратти (режиссер А. Ермолин). Обе постановки получили хорошие отзывы в московской прессе.

С 1995 года театр становится активным участником различных международных проектов. Первым из них была поездка представителей Сызрани в качестве гостей в Финляндию на Международный театральный фестиваль и симпозиум «Хельсинки-Арт 95». Результатом творческой командировки стала совместная постановка на сызранской сцене спектакля «La Dama-Duende». Для осуществления проекта были приглашены мексиканский режиссер Марио Лосано Аламилла и английский хореограф Лиза-Мария Холлоуэй.

В 1996 году Сызранский драматический театр стал лауреатом международного фестиваля «Полет «Чайки» в Санкт-Петербурге. Там состоялось знакомство волжан с бывшим соотечественником, американцем А. Чирковым, автором и режиссером театральной поэмы «Запретный алтарь», премьерой которой открылся сезон 1997-1998 годов.

В 1997 году в театр пришел новый главный режиссер – В. Курочкин. В его творческой биографии – Самарский театр драмы, театр АвтоВАЗа (Тольятти), преподавательская работа в Самарской академии искусств и культуры. Свою работу в Сызрани режиссер начал с постановки музыкальной «авантюрной истории» – «Эн, де, труа!» по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах». Эта постановка стала новогодним подарком сызранским детям.

В феврале 1998 года состоялась еще одна премьера В. Курочкина – «Встать! Смирно! На пле-чо!..» по пьесе известного российского драматурга В. Славкина.

Сызранский муниципальный драматический театр динамично развивается, ищет и экспериментирует в своем творчестве, его гастроли с успехом проходят во многих российских городах.  

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с http://www.gubernya63.ru/culture/theaters/ermitazh.html?template=95