20

Апреля

1765 — В Самаре произошел катастрофический пожар, уничт...

1879 — Гласные Самарской городской думы П.С. Субботин и ...

1913 — Самару для гласного надзора полиции прибыла Инес...

1914 — В Самаре на углу улиц Саратовской и Заводской сос...

Ещё события 20 Апреля

Куда движется «Колесо»?
 

Театр Колесо

Театр в Автограде был основан 2 марта 1988 года как Государственный экспериментальный театр «Колесо» города Тольятти. А начиналось все в 1986 году, когда в апрельском номере журнала «Театральная жизнь» была опубликована статья Глеба Дроздова «О мечтах, которым пора сбываться».

Автор: Вадим Карасев

Никогда в Советском Союзе профессиональный театр не создавался в столь сжатые сроки: 2 марта 1988 года подписан приказ министерства об открытии театра «Колесо» – 15 декабря 1988 года поднят занавес в здании театра «Колесо». За 9 месяцев было сделано все.

Эксперимент удался

Эксперимент заключался в том, что основателем театра, народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР Глебом Борисовичем Дроздовым совместно с кафедрой экономики Ленинградского государственного института театра и кино была разработана модель первого контрактного театра в нашей стране. Кроме того, театру предоставлялась большая самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности, что в дальнейшем было осуществлено многими государственными театрами России. А начиналось все в 1986 году, когда в апрельском номере журнала «Театральная жизнь» была опубликована статья Глеба Дроздова «О мечтах, которым пора сбываться». Дроздов в то время руководил старейшим театром страны – Ярославским театром имени Волкова. И мечтал создать театр единомышленников, театр людей, объединенных общей целью, единой верой и единой школой, а не только пропиской в данном городе. Тогда же, в апреле 1986 года, Тольятти посетил М.С. Горбачев. На ВАЗе, в прессовом цехе пожилая женщина подала ему записку, в которой карандашом было написано: «Посмотрите, как мы живем. Некуда сходить с детьми, нет театра, один кинотеатр вот и все». Показательно, что написали не о транспорте и даже не о жилье. Горбачев эти требования понял. Были отданы соответствующие указания, и работа закипела. Понадобился человек, который был бы способен как можно быстрее организовать на голом месте настоящий театр. Этим человеком и оказался Г.Б. Дроздов. У него уже был сформирован костяк труппы, группа профессиональных актеров, художников и других работников театра, готовых ехать за ним в неизвестное «завтра». Это были актеры Ярославского театра и его бывшие ученики, собравшиеся из разных городов Советского Союза. Город со своей стороны брался обеспечить здание, жилье для актеров, материальную поддержку. Первый секретарь тольяттинского горкома партии С.И. Туркин, большой любитель и поклонник театра, нашел в себе силы понять и принять то, что казалось ему поначалу странным: контрактный театр, договор художественного руководителя с городом, название «Колесо» и многое другое. Понял, поверил и оказался прав. 

Никогда в Советском Союзе профессиональный театр не создавался в столь сжатые сроки: 2 марта 1988 года подписан приказ министерства об открытии театра «Колесо» – 15 декабря 1988 года поднят занавес в здании театра «Колесо». За 9 месяцев было сделано все: театр начал работать, имея в афише шесть названий, а за плечами – шумные гастроли в Оренбурге, Минске, Витебске, Куйбышеве. Театр сразу же стал успешным. Главный режиссер очень точно выбирал для репертуара классику, в которой находил отзвук своего времени. Таким был спектакль «Мария Стюарт», в котором показана порочность власти. Или спектакль о Сталине «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили». Этот спектакль никого не оставил равнодушным. 

Продолжение исследований

Труппа театра и сегодня по-прежнему состоит в основном из учеников Г.Б. Дроздова, окончивших Воронежский институт искусств, курс-студию ГИТИСа при театре «Колесо» и театральный факультет ВГУ им. Татищева, где теперь уже преподают его ученики. Все эти годы театр жил полнокровной творческой жизнью. С успехом проходили гастроли по России и за рубежом. 

В 2000 году, после смерти основателя театра Глеба Борисовича Дроздова, театру присвоено его имя.

 

В 2000 году, после смерти основателя театра Глеба Борисовича Дроздова, театру присвоено его имя. В 2002-2005 годах главным режиссером театра был Анатолий Афанасьевич Морозов, создатель легендарного челябинского театра «Манекен», старший представитель известной в России режиссерской династии. Им поставлены спектакли «Русская рулетка», «Наш городок», «Жозефина и Наполеон», «Комедианты, или Кин IV».

Девятнадцатый театральный сезон был открыт сотой премьерой – спектаклем «Зыковы» в постановке народного артиста СССР, лауреата государственных премий РСФСР и СССР Петра Монастырского. В 1993 году началась фестивальная традиция театра «Колесо». Здесь прошел первый международный театральный фестиваль итальянской драматургии. А с 2000 года театр начинает проводить постоянные международные театральные фестивали на Волге. Тематика их различна, но они объединены необходимостью обмена новыми театральными впечатлениями. Символом театральных фестивалей «На Волге» стала вишневая ветвь – олицетворение женской красоты и женского начала в природе; дерево, приносящее цветы раньше, чем листья; «Вишневый сад» – жемчужина русской театральной школы. Сложилась и чудесная традиция в день закрытия фестиваля высаживать вишневые деревья на берегу Волги и в сквере возле театра.

Театр принимал участие во многих международных фестивалях – в Техасе (США), международном фестивале камерных спектаклей «Ламбушка» в Петрозаводске, в фестивале, посвященном 175-летию со дня рождения А.Н. Островского (Москва), и других.

14 апреля 2000 года был открыт фестиваль под девизом «С Россией в XXI век». В 2001 и 2003 годах тема фестиваля звучала просто, но вечно: «Он и Она». 2002 год – вновь, после 1993 года, шекспировский! Тема фестиваля: «Наш Шекспир». С 10 по 17 апреля 2006 года проходил V Международный театральный фестиваль, тема которого была названа «Театральный круг». Фестивальный репертуар был представлен самыми современными направлениями в развитии театрального искусства. Концепция мероприятия подразумевает открытость всем театральным течениям, поэтому были заявлены два направления: «Большой театральный круг» и «Малый театральный круг». «Большой круг» – это спектакли, в большей степени опирающиеся на традиции русского репертуарного театра, традиции классической школы русского психологического театра, спектакли, поставленные для большой сцены, для самой широкой массовой аудитории. «Малый круг» представлял собой программу спектаклей экспериментальных, использующих инновационные театральные техники и технологии, постановок, ориентированных на поиски в области нового, современного театрального языка, новых форм театральной выразительности. Это спектакли камерные, для малой сцены, рассчитанные прежде всего на молодежную аудиторию. Театр «Колесо» принимал участие во многих международных фестивалях – в Техасе (США), международном фестивале камерных спектаклей «Ламбушка» в Петрозаводске, в фестивале, посвященном 175-летию со дня рождения А.Н. Островского (Москва), и других.

С 2011 года художественным руководителем театра является  народная артистка России Наталья Степановна Дроздова – ведущая актриса театра и вдова Глеба Владимировича. А лицо театра определяют вместе с ней еще два великолепных актера, работающих здесь с самого основания театра, народные артисты России Виктор Дмитриев и Евгений Князев. 

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: