29

Марта

1859 — В Ставрополе открыто женское приходское училище.

1888 — Начал действовать первый в Самаре спичечный заво...

1899 — Государственный Совет принял решение об открыти...

1909 — В Самаре вышел первый номер еженедельного литера...

Ещё события 29 Марта

Самарский драмтеатр

Первые спектакли местной драматической труппы были даны в 1851 – в год образования губернии. В середине восьмидесятых годов девятнадцатого века было принято решение о строительстве собственного театрального здания. 2 октября 1888 года театр был открыт.

Здание театра было построено по проекту известного московского архитектора Михаила Николаевича Чичагова. Сумма расходов на строительство превысила первоначальную стоимость в два раза.

Начало начал

Самарцы всегда были большими любителями театра. Первые спектакли местной драматической труппы были даны в год образования губернии – в 1851 году. Позднее город не пожалел сил и средств на строительство собственного театрального здания. Решение об этом было принято в середине восьмидесятых годов девятнадцатого века. Место для театра было выбрано очень удачно – в географическом центре города, на высоком берегу Волги, рядом со Струковским садом. Отсюда открывается великолепный вид на великую реку и ее живописные берега, на панораму Жигулевских ворот. 

А проект театра был заказан известному московскому архитектору Михаилу Николаевичу Чичагову. Этот проект был одной из последних и одной из лучших работ известного архитектора. По желанию самарцев зданию был придан «русский стиль», основанный на традициях московского строительства в XVII веке. Здание было выложено из красного кирпича с белокаменными резными деталями. Ведущее место в композиции театра занимают башни с шатровыми крышами в виде четырехгранной пирамиды, что характерно для боярских хором и теремов. Главный фасад  венчает многоярусная структура декоративных средств русского зодчества. Красоту второго этажа подчеркивает лаконичное оформление первого, где на фоне рустованного поля стены скромно представлены двери и окна.

Здание было построено в кратчайший срок. 25 мая 1887 года состоялась его закладка, а уже 2 октября 1888 года театр был открыт. Для Самары этот день стал настоящим праздником. Жители города остались очень довольны тем, каким получилось здание театра. Несмотря на то, что сумма расходов на строительство превысила первоначальную стоимость в два раза. 

В 1967 году при капитальной реконструкции здания облик театра сильно изменился. В прежнем виде осталась лишь фасадная часть старого здания, но и она претерпела ряд изменений: исчезли металлические навесы над входами, а восстановленный герб не соответствует геральдике губернской Самары. Но даже в таком виде здание Театра драмы остается одним из красивейших в Самаре, является символом города, его «визитной карточкой». А жители Самары любовно называют здание театра каменным теремом, а иногда – теремком. 

Время Максима Горького

В конце девятнадцатого века молодой журналист «Самарской газеты» Максим Горький регулярно публиковал рецензии на спектакли театра под псевдонимом Иегудиил Хламида. Будущий классик был непримирим критиком театральных спектаклей в Самаре и в выражениях не стеснялся. «Баритон вышел на сцену с грацией голодного верблюда и выпустил в зал унылое тремоло...», – однажды написал он. А в другой раз дал театру такую оценку: «Демократически настроенная интеллигенция полюбила драму и не мыслит себе жизни без посещения ее спектаклей. Мы выступаем против бессодержательных пьес, призванных развлекать купцов и самарских обывателей». 

Тем не менее, именно в  Самаре в 1901 году впервые в России был поставлен спектакль по произведению Горького. 15 ноября здесь состоялась премьера спектакля по повести Горького «Фома Гордеев». Этот спектакль положил начало горьковскому репертуару не только на сцене самарского театра, но и на сценических площадках всего мира. 

Через две недели после Октябрьской революции по указу, подписанному Лениным, театр в Самаре, как и другие театры в России, был признан национальным достоянием. 

Именно в Самаре в 1901 году впервые в России был поставлен спектакль по произведению Максима Горького.

 

Однако в послереволюционные годы Театру драмы в Самаре пришлось непросто. Газета «Коммуна» 9 августа 1921 года писала: «Тяжелые условия жизни в Самаре особенно отразились на работниках искусства. Они не получают с мая-месяца ни жалованья, ни продовольствия. Такое положение для артистов дальше допускать нельзя, так как в противном случае Самара рискует остаться без театра». 

В 1926 году театр окончательно встал на «советские рельсы», став полностью государственным и стационарным. Появилась постоянная труппа, возможность планировать построение репертуара. 

Но до начала тридцатых годов театр переживал период нестабильности. Часто менялись режиссеры, актеры тоже подолгу не задерживались. Весной этого года трое молодых актеров Ленинградского академического театра драмы – Василий Меркурьев, Николай Симонов и Юрий Толубеев – подали заявления об уходе и оказалась на родине Симонова – в Самаре. Это позже их имена станут всенародно известны, а тогда это были просто молодые талантливые актеры, желающие создать свой театр, сделать его одним из лучших в стране. Особую роль в становлении Самарской драмы сыграл Симонов. Он проявил себя как незаурядный организатор и педагог, режиссер и художник. И, конечно, актер. Три сезона (1931-1934 гг.) Симонов определял творческую жизнь театра. «Ленинградский период» не прошел бесследно для самарского театра – он окреп, обрел уверенность, творчески возмужал.  

В 1936 году, после смерти Максима Горького, Куйбышевскому краевому драматическому театру было присвоено имя этого писателя, который в свое время так скептически отзывался о его постановках. 

Во время Великой Отечественной войны в зале театра можно было увидеть Алексея Толстого, Илью Эренбурга, Дмитрия Шостаковича, Ивана Козловского и других известных людей. Целые ряды в партере были заняты советниками, военными атташе и послами миссий, аккредитованных при правительстве СССР.

Во время Великой Отечественной войны

Время Великой Отечественной – особая страничка в истории театра. Осенью сорок первого Куйбышев стал запасной столицей. В зрительном зале появились москвичи – партийные деятели, ученые, писатели, художники, артисты, имена которых были хорошо известны. На премьерах, а также на ночных «понедельниках» (встречах работников искусств, организованных ВТО) можно было видеть Алексея Толстого, Илью Эренбурга, Дмитрия Шостаковича, Ивана Козловского и других известных людей. Целые ряды в партере были заняты советниками, военными атташе и послами миссий, аккредитованных при правительстве СССР. 

Настроения военного времени передавали такие постановки, как «Нашествие» Леонида Леонова, «Фронт» Александра Корнейчука, «Русские люди» Константина Симонова. Событием стал спектакль 1942 года «Ромео и Джульетта» с Зоей Чекмасовой и Владимиром Бурэ. Спектакль игрался потом в течение пяти лет и надолго сохранился в памяти зрителей как один из лучших, скрашивавших тяжелую жизнь самарцев в военные годы. 

Большинство актеров в годы войны ездили по селам с концертами. Концертные бригады обслуживали госпитали, писали для раненых письма домой, выполняли обязанности нянечек. 

Счастливый день победы 9 мая 1945 года большинство труппы встречало в подшефном госпитале. Вечером, перед началом спектакля «Так и будет», директор театра зашел в гримерку к артисту Георгию Шебуеву: «В последнем акте, где вы поднимаете бокал за всех, кто вернется с фронта, можете говорить на эту тему сколько хотите помимо текста роли». Когда артист начал говорить уже не по тексту пьесы, зрители все больше и больше проникались исключительностью и торжественностью этих минут. 

Безусловная любовь зрителей

Через десять лет, в 1955 году, начинается важный период в жизни театра. В качестве очередного режиссера приглашен Петр Монастырский, который с тех пор проработал куйбышевской-самарской драме до 1998 года (с перерывом в 1965-1967 годах – работал в Воронеже). В 1959 году он был назначен главным режиссером. Около 120 спектаклей поставил Монастырский, будучи главным режиссером Куйбышевского театра драмы. Многие из этих спектаклей вошли в историю театральной России как выдающиеся и знаковые произведения. 

А первым громким успехом стал спектакль 1959 года «Дело Артамоновых» с Николаем Засухиным и Михаилом Лазаревым в главных ролях.

Еще один знаковый спектакль – «Материнское поле» по повести Чингиза Айтматова с Верой Ершовой в главной роли появился в 1969 году. На Всероссийском фестивале драматургии народов СССР спектакль «Материнское поле» был удостоен диплома первой степени.

В 1973 году Петр Монастырский ставит легендарный спектакль «Гамлет» с Юрием Демичем в главной роли.

Огромный зрительский успех имел спектакль 1975 года «Старомодная комедия» по пьесе Алексея Арбузова. Сюжет поздней любви сыгран Верой Ершовой и Михаилом Лазаревым как «осенний романс». Спектакль жил долго и счастливо. Театральная легенда сохранила мнение, что наш спектакль был теплее и одухотвореннее всех столичных постановок. Ему принадлежит своеобразный рекорд. Семь раз по просьбам телезрителей его показывали по центральному телевидению. В 1977 году, на пике успеха, театру было присвоен статус академического.

Театр после перестройки

В 1995 художественным руководителем театра становится Вячеслав Гвоздков. В октябре 1997 года Самарская драма принимает участие в третьем Всероссийском фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске. Вячеславу Гвоздкову за спектакль «О мышах и людях» присужден Гран-при за режиссуру, актеру Александру Амелину – первая премия за лучшую мужскую роль. 

Репертуар театра очень разнообразен. Рождаются здесь и развлекательные спектакли, рассчитанные на массового зрителя, и серьезные постановки, получающие высокие оценки на фестивалях.

 

В 2003 году театр ставит перед собой задачу привлечь в театр массового зрителя. В течение трех месяцев одна за другой выпускаются премьеры по пьесам всемирно известного английского комедиографа Р. Куни «Номер 13» и «Особо любящий таксист».

Спектакль «Доходное место» становится в этом году участником двух фестивалей: «Гостиный двор» в Оренбурге и «Театр без границ» в Магнитогорске, где был отмечен наградами в трех номинациях – «Лучшая режиссура» (В. Фильштинский), «Лучший актерский ансамбль» (труппа театра), «Лучшие костюмы» (М. Мокров), а спектакль «Академия смеха» (реж. В. Гвоздков) был удостоен приза «За лучший актерский дуэт в драматическом спектакле» (А. Амелин и Д. Лебедев). 

В этом же году, расширяя свой творческий диапазон, театр обратился к жанру мюзикла – был поставлен спектакль «Звуки музыки» Р. Роджерса и О. Хаммерштайна (режиссер В. Гвоздков). 

Сейчас Самарский театр драмы остается одним из самых влиятельных в области. Репертуар его очень разнообразен. Рождаются здесь и развлекательные спектакли, рассчитанные на массового зрителя, и серьезные постановки, получающие высокие оценки на фестивалях. Например, в 2010 году спектакль «Полковник Птица» удостоился трех номинаций на главную театральную премию страны «Золотая маска». А спектакль «Божьи коровки возвращаются на землю» участвовал в спецпроекте фестиваля «Маска плюс» – «Новая пьеса», целью которого был отбор лучших спектаклей новой драматургии. Весьма достойные экспериментальные постановки можно увидеть на малой сцене театра.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: