28

Марта

1614 — Из Астрахани в Самару прибыл гонец с известием о ...

1851 — В Самару из Санкт-Петербурга прибыл епископ Евсе...

1853 — Газете «Самарские губернские ведомости « сообща...

1874 — Вышел в свет благотворительный сборник «Складчи...

Ещё события 28 Марта

Самарская опера
 

Самарский академический театр оперы и балета

09.11.2016

Самарский академический театр оперы и балета – один из крупнейших российских музыкальных театров. Открытие театра состоялось 1 июня 1931 года оперой Мусоргского «Борис Годунов». В 2010 году Самарская опера пережила второе рождение – капитальный ремонт здания.

Автор: Вадим Карасев

Событием, далеко выходящим за пределы самарской культурной жизни, стала мировая премьера на сцене Самарского оперного театра оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного», осуществленная великим музыкантом ХХ века Мстиславом Ростроповичем в содружестве с выдающимися мастерами сцены режиссером Робертом Стуруа и художником Георгием Алекси-Месхишвили.

У истоков оперного театра в Самаре стояли выдающиеся российские музыканты – ученик Танеева и Римского-Корсакова, дирижер и композитор Антон Эйхенвальд, дирижер Большого театра Арий Пазовский, известный российский дирижер Исидор Зак, режиссер Большого театра Иосиф Лапицкий.

Вписали свои имена в историю театра такие мастера, как дирижеры Савелий Бергольц, Лев Оссовский, режиссер Борис Рябикин, певцы Александр Дольский, народный артист УССР Николай Полудённый, народный артист России Виктор Черноморцев, народная артистка РСФСР, будущая солистка Большого театра Наталья Шпиллер, Лариса Борейко и многие другие.

Балетную труппу в сезон открытия возглавила солистка Мариинского театра, участница легендарных Дягилевских сезонов в Париже Евгения Лопухова. Она открыла череду блестящих петербургских хореографов, в разные годы стоявших во главе нашего балета. Балетмейстерами самарского театра были талантливый хореограф, ученица Агриппины Вагановой Наталья Данилова, легендарная петербургская балерина Алла Шелест, солист Мариинского театра Игорь Чернышев, народный артист СССР Никита Долгушин.

Театр быстро набирал репертуар. В постановках 30-х годов – оперная и балетная классика: оперы Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Даргомыжского, Россини, Верди, Пуччини, балеты Чайковского, Минкуса, Адана.

Большое внимание, соответственно требованиям времени, театр уделял и современному репертуару. В довоенный период впервые в стране были поставлены оперы «Степь» А. Эйхенвальда, «Таня» Г. Крейтнера, «Укрощение строптивой» В. Шебалина и др.

Зрительный зал

К началу Великой Отечественной войны культурная ситуация в городе резко меняется. В октябре 1941 года в Куйбышев («запасную столицу») эвакуируется Государственный Большой театр СССР. Художественная инициатива переходит к крупнейшим мастерам советской оперной и балетной сцены. За 1941-1943 гг. ГАБТ показал в Самаре 14 опер и балетов. На самарской сцене выступали всемирно известные певцы Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Валерия Барсова, Наталья Шпиллер, балерина Ольга Лепешинская, дирижировали Самуил Самосуд, Юрий Файер, Александр Мелик-Пашаев.

До лета 1943 года жил и работал в Куйбышеве коллектив ГАБТ. В благодарность за помощь местных жителей в это трудное время его артисты и после войны не раз приезжали на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного времени. В 2005 году, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, коллектив Большого театра России подарил самарским зрителям новую встречу со своим искусством. Гастрольные спектакли и концерты (балет Шостаковича «Светлый ручей», опера Мусоргского «Борис Годунов», великая Симфония Победы – Седьмая симфония Шостаковича, концерт духового оркестра и солистов оперы) прошли с триумфальным успехом.

Смелый творческий эксперимент, обращение к неизвестным или незаслуженно забытым шедеврам были присущи театру и в послевоенные годы. В его афишах – десятки названий, от классики XVIII в. («Медея» Керубини, «Тайный брак» Чимарозы) и мало исполняемых произведений русских композиторов XIX в. («Сервилия» Римского-Корсакова, «Чародейка» Чайковского, «Елка» Ребикова) до европейского авангарда ХХ в. («Карлик» фон Цемлинского, «Свадебка» Стравинского, «Арлекино» Бузони). 

Особая страница в жизни театра – сотворчество с современными отечественными авторами. Нашей сцене доверяли свои произведения выдающиеся российские композиторы Сергей Слонимский и Андрей Эшпай, Тихон Хренников и Андрей Петров. Значительнейшим событием, далеко выходящим за пределы самарской культурной жизни, стала мировая премьера оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного», осуществленная великим музыкантом ХХ века Мстиславом Ростроповичем в содружестве с выдающимися мастерами сцены режиссером Робертом Стуруа и художником Георгием Алекси-Месхишвили.

Хол

За последние годы в театре прошло несколько премьер, получивших большой зрительский резонанс: были поставлены оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Мавра» Стравинского, «Служанка-госпожа» Перголези, «Евгений Онегин» Чайковского, «Риголетто» Верди, «Мадам Баттерфлай» Пуччини, хореографическая кантата «Свадебка» Стравинского, балет Гертеля «Тщетная предосторожность». Театр активно сотрудничает в этих постановках с московскими мастерами из Большого театра, Новой оперы, с другими театрами России. 

Много внимания уделяется постановкам музыкальных сказок для детей. Артисты оперы и балета выступают и на концертной сцене. 

Среди гастрольных маршрутов театра – Болгария, Германия, Италия, Испания, Китай, города России. Интенсивная гастрольная практика театра позволила познакомиться с последними работами и жителям Самарской области.

Яркая страница в жизни театра – фестивали. В их числе фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, международный фестиваль «Басы ХХI века», «Пять вечеров в Тольятти», фестиваль оперного искусства «Самарская весна». Благодаря фестивальным инициативам театра самарские зрители могли познакомиться с искусством десятков крупнейших мастеров отечественного и зарубежного оперного и балетного искусства.

Реконструкцию Самарского театра оперы и балета начинали и в 1990-е годы, но основной этап этой масштабной работы стартовал в 2006 году. Летом того года, после премьеры балета Beatles forever, здание, построенное в 1938 году по проекту архитекторов Н.А. Троцкого и Н.Д. Кацеленбогеля как Дворец культуры, закрыли, чтобы открыть перестроенным в лучших традициях императорских театров.

В 2011 году Самарский академический театр оперы и балета отметил 80-летний юбилей.

 

В эксплуатацию введен первый пусковой корпус с отреставрированным левым крылом и центральной частью здания: балетной школой, вестибюлем, гардеробом, сценой, большим зрительным залом, служебными помещениями, фасадами и архитектурной подсветкой. 

Лестница

Помимо того что внешне помещение стало выглядеть гораздо наряднее прежнего (фойе и зал декорированы золочеными украшениями, «театр сверкает», как сказал маэстро Валерий Гергиев), изменились акустические характеристики зала. Он убавил в длине и объеме, приобрел трехъярусные балконы. Увеличилась сцена, усложнилась машинерия, освещение теперь соответствует достижениям времени, оркестровая яма имеет три уровня – в общем, новый театр выполнен по мировым стандартам.

Прошлый, 80-й сезон Самарской оперы войдет в историю как сезон перемен. Ведь открылся он в реконструированном здании, на обновленной сцене представили свои постановки такие мастера мирового уровня, как Юрий Александров, Владимир Васильев, Габриэла Комлева. В наш театр пришли новые солисты и артисты балета (восемь выпускников Пермского хореографического училища буквально на днях перешли «под крыло» художественного руководителя театра Кирилла Шморгонера). Помимо совсем свежих «Князя Игоря», «Спящей красавицы» и «Анюты» публика могла оценить обновленные спектакли «Риголетто», «Царская невеста», «Жизель», «Дон Кихот»... 

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: