19

Апреля

1686 — Родился Василий Никитич Татищев, глава первой Ор...

1944 — Постановлением Государственного Комитета Оборо...

1970 — С главного конвейера Волжского автозавода в Толь...

Ещё события 19 Апреля

Фестиваль популярной науки

Или Руками трогать разрешается

Автор: Мария Пашинина

Музейное дело западных стран обогнало нас лет на тридцать. Там музеи ориентированы, в первую очередь, на зрителя. Поэтому используются самые разные мультимедийные и интерактивные технологии.

 

«Интеллектуальный досуг — это модно!»

В небольшом зале музея за прямоугольным столом собрались дети шести-семи лет. Есть даже два совсем еще малыша. В основном, они спят или сидят на руках у мам.

Через несколько минут начинается занятие. Первыми представляются ведущие — сотрудники Варшавского Центра науки «Коперник» — одного из крупнейших и самых современных музеев в Европе. Марта Фикус-Крынска говорит по-польски, Роберт Щесны на ломаном русском переводит. Тем не менее, дети все понимают. Им рассказывают о том, почему самолет летает, предлагают исследовать реактивное движение и самим попытаться раскрыть законы аэродинамики. Через несколько минут слушатели уже сами попытаются запустить разные летающие конструкции. Итогом занятия станет сбор бумажной ракеты и «строительство» передвижного космодрома...

В музее «Самара космическая» проходит Фестиваль популярной науки «Научный музей в XXI веке». Его основатель и главный организатор Фонд Дмитрия Зимина «Династия» (Москва), ставящий своей целью популяризацию научных знаний и привлечение детей и молодежи к получению инновационных профессий в сфере науки.

«Научный музей в XXI веке» — это программа грантов для естественно-научных и научно-технических музеев России, — рассказывает куратор выставки, ведущий координатор этой программы Ирина Актуганова. — Семь лет назад, когда мы начинали, ситуация с российскими музеями была печальной. В экспозициях преобладали чучела, стендовая информация... Так было и в музее «Самара космическая». Когда мы впервые приехали в Самару, музей был очень старомодным и захламленным. Ценных экспонатов было много, но их подача — весьма непривлекательной. То же самое до сих пор касается и большинства других музеев России«.

По словам Ирины Актугановой, в Европе и Америке ситуация обстоит иначе. «Музейное дело западных стран обогнало нас лет на тридцать, — продолжает куратор выставки. — Там музеи ориентированы, в первую очередь, на зрителя. Главной задачей является то, как привлечь посетителя, а уже потом образовать. Поэтому используются самые разные мультимедийные и интерактивные технологии».

Чтобы стимулировать российские музеи к развитию, фондом «Династия» был создан конкурс «Научный музей в XXI веке». По его условиям музеи должны были модернизировать свои экспозиции либо сделать интерактивные экспонаты, иллюстрирующие научные знания. Например, генератор Ван де Граафа. Человек должен сначала «попробовать» его на себе, то есть потрогать и ощутить, как волосы на голове встают дыбом, а потом рядом на табличке прочитать, почему это происходит (в Самаре на выставке такой генератор есть. — Прим.авт.)

«Музеи конкурсом заинтересовались, и дело пошло, — говорит Ирина. — Мы стали думать, что делать дальше. Сначала экспонаты оседали в городах, где их сделали, и на этом их выставочная „жизнь“ вне музея заканчивалась. В итоге мы решили, что ежегодно, перед тем, как отдавать экспонаты обратно, будем организовывать научные фестивали, в рамках которых проводить выставки, научные лекции и семинары. Раньше фестиваль проходил в Москве. В прошлом году мы организовывали его в Петрозаводске, и остались очень довольны — за 10 дней его посетили 10 тысяч человек. Мало того, в городе сейчас силами властей и бизнеса создается музей науки.

В этом году мы приехали к вам, потому что „Самара космическая“ уже три раза получала гранты в рамках конкурса. Это хорошие, надежные партнеры. Благодаря работе директора Елены Михайловны Кузиной, дизайнеров, музей стал просто прекрасным. Детей у нас на лекциях бывает очень много, жаль, мало молодежи. В Москве и Санкт-Петербурге сейчас очень развит интеллектуальный досуг. Стало модно ходить на научно-популярные лекции, слушать ученых, самим что-то пробовать. Залы битком! Хочется, чтобы и в Самаре было также».

Что посмотреть, чему удивиться?

Некоторые экспонаты выставки.

Человек должен сначала «попробовать», например, генератор Ван де Граафа на себе, то есть потрогать и ощутить, как волосы на голове встают дыбом, а потом рядом на табличке прочитать, почему это происходит.

 

Уже в коридоре «Самары Космической» слышен визг и смех — это школьники экспериментируют с генератором Ван дер Граафа. Заряд статического электричества накапливается на металлической сфере, и, положив на него руку, можно электризоваться самому. Заряженные волосы на голове отталкиваются друг от друга и встают дыбом. Тут же можно полюбоваться на левитирующий магнит, бесконечно раскачивающуюся (благодаря кипящим внутри нее соединениям эфира) уточку и некоторые другие диковинки.

На втором этаже собраны более масштабные экспонаты. На одном из столов группа посетителей играет с лучом лазера в своеобразный бильярд: расставив несколько наполненных водой кристаллов, нужно заставить луч попасть в мишень. После этого запускаются другие устройства, дающие возможность посмотреть, как лазерный луч «течет» вместе со струей воды, и изучить следы элементарных частиц в парах спирта. Также можно наглядно убедиться в том, что звук — это тоже волна, превратив с помощью низкочастотных звуков жидкость в желе или расщепив на несколько струек поток воды.

Самая масштабная инсталляция создана арт-группой из Екатеринбурга «Куда бегут собаки». По полу катаются три шара, управляемые роботами, — иллюстрация известной задачи о гравитационном взаимодействии трех тел. Рядом на экране астроном и популяризатор науки Владимир Сурдин рассказывает о том, почему эта задача так важна и почему до сих пор не найдено ее решение. Впрочем, можно просто посмотреть фильм, где те же шары катаются в снежном «чистом поле», чтобы, глядя на их запутанные траектории, убедиться, как сложно все устроено во вселенной.

Услышать неслышное, увидеть невидимое

Подвал музея посвящен в основном экспонатам, связанным с живыми организмами. Впечатляет 3D-маппинг «Динамическая модель клетки», позволяющий в реальном времени наблюдать процессы, проходящие в одной увеличенной до гигантских размеров клетке. Вряд ли без помощи специалиста мы отличим лизосому от рибосомы, но уж точно убедимся, что внутри нас целый космос.

Тут же благодаря экспозиции из Центрального музея почвоведения из Санкт-Петербурга можно погрузиться в жизнь обитателей почвы, послушав, как крот роет землю, как топают в муравейнике тысячи муравьев и т.п. Это энваромент-аудио-объект «Звуки обитателей почвы». Можно услышать аудиофон, который постоянно сопровождает жизнь насекомых, но человеческим ухом абсолютно не воспринимается. Проект «Доктор Радио» познакомит с новейшими теоретическими разработками и достижениями радиомедицины.

Группа интерактивных экспонатов «Повелитель стихии» — это игра, состоящая их нескольких экспонатов, в основе которых вода. Экспонаты продемонстрируют явления, происходящие с различными видами жидкости и их взаимодействие с другими субстанциями.

Описанное только небольшая часть экспонатов, которые можно смотреть, слушать, трогать руками. Стоит сказать и про часть экспозиции «Самары Космической», тоже построенной на гранты «Династии», которая отнюдь не меркнет рядом с привезенными чудесами. В общем, наполненный впечатлениями час в музее обеспечен и взрослым и детям.

Технологичное искусство

Помимо выставки, фонд «Династия» привез в Самару нескольких весьма известных лекторов. Астроном Владимир Сурдин рассказывал самарцам о поисках жизни на других планетах и путешествиях к луне. Александр Ефремов, сотрудник Института Экспериментальной медицины, прочел лекцию об Иване Павлове и условных рефлексах. Доктор химических наук, писатель Генрих Эрлих рассказывал о «технологии» совершения научных открытий, сотрудник Главного научного центра РФ Института медико-биологических проблем РАН Олег Волошин познакомил публику с экспериментом «Марс-500», в ходе которого моделировался полет к Марсу нескольких добровольцев.

Почти каждый час в музее «Самара Космическая» приезжие специалисты проводят занятия для детей. Названия говорят сами за себя: «Лодка в чемодане» (об истории подводного судостроения), «Экспериментус», «Самоорганизация в природе», «Следствие ведут химики» и другие.

Отдельного внимания заслуживает встреча с участниками творческой группы «Куда бегут собаки» Ольгой Иноземцевой, Алексеем Корзухиным, Владиславом Булатовым и Натальей Греховой. В Музее модерна художники из Екатеринбурга представили новый для Самары тип искусства, активно использующий последние достижения науки. Зеркало, которое, перемещаясь по экспозиции, следит за посетителями, левитирующая в магнитном поле плесень, устройство, которое по запаху человека создает его портрет, и, наконец, бабушки, которых художники обучили схеме вязания, воспроизводящей множество Мандельброта.

На диковинки, о которых рассказывали художники, можно, конечно, посмотреть и как на «просто фокусы», но на самом деле это очень яркая иллюстрация новых отношений, в которые понемногу вступает человек с техникой (или техника с человеком). Противопоставление сложного, нерационального мира человеческой психики и простого, понятного мира техники, актуальное для начала XX века, давно утратило силу. Созданные человеком механизмы становятся такими сложными, что удивляют не меньше, чем некоторые явления природы.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: