19

Апреля

1686 — Родился Василий Никитич Татищев, глава первой Ор...

1944 — Постановлением Государственного Комитета Оборо...

1970 — С главного конвейера Волжского автозавода в Толь...

Ещё события 19 Апреля

Двигатель НК
 

Полтора десятилетия назад нашу страну потрясло сенсационное сообщение: одна из фирм США купила в Самаре партию ракетных двигателей, которые были изготовлены на одном из секретных заводов еще в 70-х годах и пролежали на складе четверть века. Вскоре выяснилось, что это были «движки», созданные куйбышевским конструктором Николаем Кузнецовым для советской лунной программы, но по ряду причин так и не побывавшие в космосе.

Автор: Валерий Ерофеев

Даже не торгуясь, американцы купили большую партию советских двигателей НК-33 и НК-43 для использования их на коммерческих ракетах-носителях «Атлас», «Дельта» и «Кистлер». Тем более что в своем классе они и через 25 лет по-прежнему остались лучшими в мире.

 

«Движки» из советского прошлого

К удивлению американцев, куйбышевские ракетные двигатели, несмотря на столь длительный срок хранения, показали очень высокую надежность и поразительную работоспособность. В частности, в 1996 году во время испытаний на стенде фирмы «Аэроджет» (город Сакраменто, США) одна из таких установок, изготовленная еще в 1972 году, безаварийно отработала 450 секунд за пять пусков вместо положенных по нормативам 140.

Проверку другого экземпляра, НК-33, с тем же результатом провели на испытательном стенде самарского завода имени Фрунзе. После этого был окончательно решен вопрос о продаже за океан «залежалого» товара. Даже не торгуясь, американцы купили большую партию советских двигателей НК-33 и НК-43 для использования их на коммерческих ракетах-носителях «Атлас», «Дельта» и «Кистлер».

Не многие тогда знали, что эта сделка стала возможной после того, как в СССР было принято решение о закрытии лунной программы. Американцам битву за Луну мы проиграли. Уже готовые ракеты Н-1 разрезали на металлолом, а в ОКБ-276, которое возглавлял Кузнецов, поступило распоряжение: уничтожить и все двигатели НК-33, предназначенные для установки на Н-1. Однако Николай Кузнецов приказ не выполнил, а распорядился припрятать «движки». В итоге именно эти силовые установки затем и продали в США. Тем более что в своем классе они и через 25 лет по-прежнему остались лучшими в мире.

А началась история куйбышевских моторов почти сразу после войны, когда весь запад европейской части страны еще лежал в руинах. В Куйбышеве же в это время началось строительство нескольких новых предприятий, в том числе и опытного завода № 2 в поселке Управленческий, где намечено было организовать производство газотурбинных двигательных установок — принципиально новых авиационных моторов.

Осенью 1946 года из побежденной Германии на это предприятие в обстановке строжайшей секретности доставили 405 немецких инженеров, а также рабочих с семьями и необходимой техникой. Ранее эти специалисты были заняты на заводах «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания», а теперь им предстояло поделиться своими знаниями и обеспечить подъем советской авиационной отрасли.

Первое время опытным заводом № 2 руководили военные, но скоро им на смену приехал никому не известный молодой инженер. Долгие десятилетия этот человек был засекречен примерно так же, как Игорь Курчатов, Сергей Королев, Михаил Янгель, Дмитрий Козлов. Зато сейчас его имя, уже ставшее легендарным, известно всем. Этим инженером и был Николай Кузнецов, впоследствии академик и дважды Герой Социалистического Труда.

У истоков предприятия

Николай Кузнецов родился 23 июня 1911 года в городе Актюбинске Российской империи (ныне казахский город Актобе). Его отец, Дмитрий Матвеевич, по профессии был рабочим-котельщиком, а мать, Мария Михайловна, — домохозяйка.

В своем городе будущий конструктор окончил начальную школу, а завершил среднее образование уже в советское время в школе рабоче-крестьянской молодежи. Затем он учился на вечернем отделении Московского авиационного техникума, одновременно работая на заводе слесарем-сборщиком. В 1933 году Кузнецов поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной академии имени Жуковского, который окончил с отличием в 1938 году.

Уже в то время молодой человек показал себя талантливым инженером, разработав для дипломного проекта оригинальную конструкцию авиационного мотора мощностью 1500 лошадиных сил, заинтересовавшую даже ведущих конструкторов страны. Перспективного выпускника оставили на институтской кафедре, и в апреле 1941 года он успешно защитил кандидатскую диссертацию.

С самых первых дней войны Кузнецов неоднократно писал заявления с просьбой отправить его в действующую армию, однако у руководства были другие планы в отношении молодого кандидата технических наук. Он попал на Северо-Западный фронт летом 1942 года, но только на стажировку, в качестве старшего инженера одной из дивизий 6-й воздушной армии. В октябре того же года Кузнецова вновь отправили в глубокий тыл, на Уфимский авиационный завод, где он проработал почти семь лет.

А в 1949 году Кузнецова направили в Куйбышев, в поселок Управленческий, на должность главного конструктора нового секретного предприятия, который организовали в апреле 1946 года на базе эвакуированного из Москвы завода № 145 им. Кирова.

Так начиналась история предприятия, которое ныне именуется ОАО «Самарский научно-технический комплекс (СНТК) им. Кузнецова», а до того называлось Государственным союзным опытным заводом № 2, заводом № 276, Куйбышевским моторным заводом и Куйбышевским научно-производственным объединением «Труд». Вот уже более 65 лет оно является одним из крупнейших в России предприятий по разработке и созданию авиационных и ракетных двигателей.

Лучшие в мире

Всего под руководством Николая Кузнецова на предприятии было создано 57 газотурбинных двигателей для самолетов и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) и других конструкций. Большинство разработок предприятия были первыми в мире или первыми в стране. Среди них первый в СССР и самый мощный в мире турбовинтовой двигатель; первый в стране и мощнейший на планете двухконтурный двигатель с форсажной камерой сгорания для сверхзвуковых самолетов; первый в мире серийный ЖРД, работающий по замкнутой схеме; первый в СССР трехвальный двухконтурный двигатель; первые в мире двигатели, использующие в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ. Этот перечень можно продолжать еще очень долго.

Чрезвычайно перспективной конструкцией по сей день остается принципиально новый двигатель — винтовентиляторный НК-93, который называют «двигателем XXI века», на десятилетия опередившим свое время. Даже повторить его уникальные характеристики до сих пор не удалось никому в мире. Коллеги считают, что этот проект был главным детищем всей жизни Николая Кузнецова.

В июле 1957 года за выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Кузнецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Винтовентиляторный НК-93 называют «двигателем XXI века».

 

Но все же одним из самых известных направлений деятельности куйбышевских двигателистов стала их работа над жидкостными реактивными двигателями (ЖРД) для космических ракет, в которую предприятие впервые включилось в 1959 году, создав некоторые конструкции для межпланетных станций. А затем Кузнецов и его коллектив приняли участие в реализации пилотируемого лунного проекта, о драматичном финале которого было сказано выше.

К слову, главной причиной подключения ОКБ-276 к этой престижной программе стал конфликт между Сергеем Королевым и начальником ОКБ-456 Валентином Глушко, который отказался от участия в лунном проекте. Тогда Королев передал задание по двигателям в Куйбышев. Николай Кузнецов заказ принял, хотя прекрасно понимал, что за короткий срок его коллектив не сможет создать новый мощный двигатель для полета к Луне.

Конструктор решил проблему мощности оригинально и в своем стиле: он предложил поставить в основании первой ступени лунной ракеты сразу 24 двигателя НК-33, уже готовых и хорошо им освоенных. Сергей Королев это предложение принял, увеличив число «движков» до 30, чтобы они при одновременном действии развили тягу в 4500 тонн, необходимую для выхода изделия на окололунную орбиту. В такой компоновке ракета Н-1 вскоре и была построена.

Хотя советская лунная программа, как уже говорилось, в итоге не была реализована, новаторские конструкторские решения Николая Кузнецова страна оценила по достоинству. В июне 1981 года ему повторно присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: