Штурмовик с берегов Волги

 

Штурмовик Ил-2 в полете 70

На пересечении проспекта Кирова и Московского шоссе в Самаре стоит необычный памятник. Это самолет-штурмовик Ил-2, который в годы Великой Отечественной войны массово производился на заводах Безымянки, и теперь он опять словно бы устремляется в небо со своего постамента. Мемориал был торжественно открыт 7 мая 1975 года и ныне он носит название «Памятник трудовой и боевой славы куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны».

Автор: Валерий Ерофеев

Решение об эвакуации завода № 1 в Куйбышев правительством было принято в октябре 1941 года. Переезд прошел в течение всего лишь 10 дней.

Особо важное задание

Суровой осенью 1941 года в город Куйбышев (ныне Самара), ставший запасной столицей СССР, прибыли десятки эшелонов, которые перевезли из Москвы оборудование Государственного авиационного завода № 1 (ГАЗ-1) имени И.В. Сталина и моторного завода № 24 имени М.В. Фрунзе, а из Воронежа – авиационный завод № 18 имени К.Е. Ворошилова. Задание правительства, полученное руководством этих предприятий, тогда казалось невыполнимым: не позднее чем через два месяца после переезда организовать на новой площадке полноценное серийное производство боевого самолета Ил-2, который впоследствии будет признан лучшим штурмовиком Второй мировой войны.

Хотя в то время на ряде номерных заводов СССР производились и другие типы авиационной техники, штурмовик Ил-2 с конца 1941 года стал основной продукцией безымянских авиастроителей. Это был настоящий «летающий танк» с мощным пушечным и пулеметным вооружением, который фашисты называли «черная смерть». В течение 1941-1945 годов на куйбышевских авиационных заводах был изготовлен 66681 самолет Ил-2 – больше, чем на любом другом аналогичном предприятии за то же время.

Предприятием, которое считается предшественником ГАЗ-1, был механический завод «Дукс», созданный в Москве в 1894 году потомком обрусевших немцев Юрием Меллером. Сначала этот завод выпускал велосипеды, затем перешел на автомобили и аэросани, а в июне 1909 года на «Дуксе» закончили постройку первого в России самолета. Этот аппарат создавался по образцу аэроплана братьев Райт, конструкция которого была значительно усовершенствована русским землемером и инженером Евграфовым. В 1910 году завод построил еще один летательный аппарат, названный прессой первым аэропланом русской конструкции, автором которой был знаменитый пилот Андрей Нестеров.

Позже на этом же предприятии были изготовлены первый русский военный дирижабль «Кречет» и самый быстроходный в мире дирижабль «Дукс», который в армии переименовали в «Ястреб». А еще благодаря усилиям Меллера накануне Первой мировой войны Россия имела на вооружении армии 263 самолета, в то время как Германия – 232, Франция – 156, Австро-Венгрия – 65, Англия, США, Италия – по 30. Всего в 1914-1917 годах в России было выпущено 5607 самолетов, из них 1596 было построено на заводе «Дукс».

Штурмовик Ил-2, собранный в Куйбышеве

После революционных событий в России и гражданской войны это предприятие было национализировано, а затем оно несколько раз меняло свое имя, пока в 1941 году не стало называться ГАЗ № 1 имени И.В. Сталина.

Почти сразу же после начала Великой Отечественной войны, когда немцы приблизились к Москве на расстояние, доступное для бомбардировочной авиации, завод № 1 стал одним из главных объектов налетов люфтваффе. После массированной бомбежки столицы 22 июля 1941 года на его территорию попало 180 зажигательных бомб, что вызвало несколько достаточно крупных пожаров. После этого Геббельс на весь мир заявил: «Важнейшего в России авиазавода больше не существует. Доблестные асы фюрера смешали его с землей». Но завод продолжал работать, не останавливаясь даже во время налетов, ежедневно отправляя на фронт по 20 высотных истребителей Миг-3.

Решение об эвакуации завода № 1 в Куйбышев правительством было принято в октябре, когда в Москве уже ввели осадное положение. Перед отъездом директора предприятия Анатолия Третьякова к себе вызвал Сталин. У них состоялся следующий разговор.

- Когда начнете давать штурмовики? – спросил Сталин.

- Думаю, что сможем сделать это через два месяца при условии, что завод будет понемногу снижать выпуск истребителей МиГ-3, - ответил Третьяков.

- Сколько вы сейчас в день выпускаете самолетов?

- Двадцать, - сказал директор.

- Хорошо, - согласился Сталин. – Можете постепенно снижать выпуск МиГов. Но за каждый сокращенный старый самолет дадите новый Ил-2.

Переезд прошел в течение всего лишь 10 дней. Из Москвы на берега Волги были вывезены все рабочие и служащие завода, оборудование, инвентарь, а уже 28 октября 1941 года нарком авиапрома СССР Алексей Шахурин подписал приказ о начале работы предприятия на новой площадке в Куйбышеве. Рядом с ним разместился еще один самолетостроительный завод № 18, эвакуированный из Воронежа.

Телеграмма Сталина

Возведение группы авиационных заводов на берегах Волги началось после секретного постановления Совнаркома СССР от 6 августа 1940 года. Согласно этому документу, в Куйбышевской области, в районе железнодорожной станции Безымянка, было образовано Управление Особого Строительства (УОС, или Особстрой) с приданным ему Безымянским исправительно-трудовым лагерем (Безымянлагом). Согласно первоначальным планам, здесь предполагалось возвести два самолетостроительных завода, моторный завод и заводской аэродром, а также произвести реконструкцию и расширение еще ряда предприятий.

Производство грозных штурмовиков Ил-2 работники эвакуированных заводов сумели наладить за два месяца. Первый из них вышел из цеха в середине декабря 1941 года.

 

Благодаря тому что строительство авиационных предприятий в окрестностях Куйбышева началось еще осенью 1940 года, заводское оборудование, прибывавшее сюда с запада после начала Великой Отечественной войны, на месте назначения размещалось отнюдь не в чистом поле, а в практически готовых производственных корпусах. К моменту прибытия заводов на месте бывшей степи уже стояли все основные производственные корпуса будущего авиационного комплекса-гиганта, готовые к работе на 80-90 процентов.

Завод №1

В этих корпусах всего за два месяца работники эвакуированных заводов №№ 1 и 18 в невероятно суровых условиях сумели наладить выпуск грозных штурмовиков Ил-2. Первый из них вышел из цеха в середине декабря 1941 года. Это было самое драматичное для страны время, когда гитлеровцы стояли на подступах к Москве, а перевезенные на восток оборонные предприятия еще только-только набирали производственные темпы. Именно в такой невероятно напряженной ситуации 23 декабря 1941 года в Куйбышев поступила правительственная телеграмма, подписанная председателем ГКО И.В. Сталиным. Вот ее полный текст:

«23/12 22 56 бл. 22-24 пр. 19/8

Два адреса: Куйбышев директору завода нр 18 Шенкману копия директору завода нр 1 Третьякову. Сер. Г. Москвы 3128 124 23 22 08. Уведомление телеграфом – Серия Г вручение подтвердите -

Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2 тчк Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МиГ-3 по одной по две штуки тчк Это насмешка над страной зпт над Красной Армией тчк Нам нужны не МиГи а Ил-2 тчк Если 18 завод думает отбряхнуться от страны давая по одному Ил-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю последний раз тчк нр П553 СТАЛИН».

Всего через сутки после получения этой телеграммы завод стал выпускать по три самолета Ил-2 в день, и в дальнейшем их производство продолжало наращиваться. В сентябре-октябре 1942 года силами заводского СКО была подготовлена документация для перехода на производство двухместных ИЛ-2 (с задней кабиной стрелка) вместо прежних одноместных. После успешных испытаний нового варианта машины в боях завод получил множество благодарностей от фронтовиков и просьбы продолжать выпуск ИЛ-2 с кабиной стрелка.

С авиационного производства на ракетное

В июле 1944 года Анатолий Третьяков был отозван в Москву, в распоряжение Наркомата авиационной промышленности СССР, а на место директора предприятия был назначен Виктор Литвинов, до этого работавший главным инженером завода № 1.

В 1958 году завод № 1 в рекордно короткие сроки был перепрофилирован с авиационного производства на ракетно-космическое, а в 1962 году это самарское предприятие было переименовано в завод «Прогресс».

 

Всего в 1941-1945 годах с этого предприятия было отправлено на фронт 3122 истребителя Миг-3, 11863 штурмовика Ил-2, 1225 штурмовиков Ил-10, за что в 1945 году завод был награжден орденом Красного Знамени. В сентябре-октябре 1946 года по личному распоряжению Сталина всего за 40 дней и ночей завод построил 10 первых в стране реактивных истребителей МиГ-9. Затем он был головным предприятием по выпуску истребителей МиГ-15, Миг-15-бис, УТИ МиГ-15. Всего в 1946-1953 годах завод № 1 передал в ВВС 4251 реактивный истребитель. В 1954-1960 годах завод выпустил 50 фронтовых бомбардировщиков Ил-28, 545 стратегических бомбардировщиков Ту-16 и три опытных сверхзвуковых истребителя Ла-250 с десятью комплектами подвесных ракет «воздух-воздух».

В сентябре 1945 года Виктор Литвинов за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолетов и освоение новых образцов боевой техники был удостоен звания Героя Социалистического Труда. 

В 1958 году завод № 1 в рекордно короткие сроки был перепрофилирован с авиационного производства на ракетно-космическое, а в 1962 году это самарское предприятие было переименовано в завод «Прогресс». 

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с http://www.gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/madein/il2.html?template=95