24

Апреля

1830 — Родился Николай Петрович Мансуров, самарский губ...

1891 — В Самаре впервые открылась выставка работ самарс...

1929 — Самарские музыкальные курсы реорганизованы в об...

1948 — В Куйбышеве было создано Волжское грузовое речно...

Ещё события 24 Апреля

125 лет музея им. Алабина
 
Осенью 2011 года исполняется 125 лет со дня открытия Самарского публичного музея, ныне известного как Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина. За эти годы, конечно же, произошло огромное количество событий.

Автор: Константин Поздняков

П.В. Алабин, предложивший 1886 году проект открытия в Самаре публичного музея, был, безусловно, личностью энциклопедического масштаба. Первый гражданский губернатор Софии, городской голова Самары, наконец, первый заведующий музея, прекрасно разбиравшийся в ботанике, литературе, археологии и истории – неудивительно, что сила личности Алабина велика настолько, что в 1994 году было предложено переименовать музей в Алабинский, проведя прямую ассоциацию между именем создателя и самой организацией. Несмотря на то, что проект воплощен в жизнь не был, авторы новой концепции музея отмечают, что «СМИ все чаще употребляют вместо полного названия музея такие варианты, как «музей имени Алабина», иногда и «музей Алабина». Существует вероятность того, что в «местную топонимику» войдет именно такое название нашего музея».

В 1994 году было предложено переименовать музей в Алабинский, проведя прямую ассоциацию между именем создателя и самой организацией.

 

Изначально, по замыслу Алабина, музей должен был выполнять образовательные и просветительские цели, однако должного социального взаимодействия не получилось. Появлялись первые коллекции, первые экспозиции, но публичного ажиотажа не было. Правда, низкая посещаемость выставок сыграла впоследствии и положительную роль, проявившуюся в лояльном отношении эсеров и большевиков к музею. Дескать, до революции у «буржуинов» музей популярностью не пользовался – так зачем же его уничтожать? Так что в данном случае относительная неудача способствовала продолжению жизнедеятельности учреждения.

 

Золотая височная подвеска – выдающееся произведение болгарского ювелирного ремесла - поступила в музей от жителей с. Подгоры в 1975 г.

Одна из актуальных тем начала ХХ века – это, конечно же, Первая мировая война. Плакаты того времени, имеющиеся в музейной коллекции, изображают весьма оптимистичные картины победы русского воина и его союзников над врагами. Вот гигантский русский солдат с казацким чубом тащит за уши карликовых немцев (плакат именуется «На буксире»), на другом рисунке «бичевание» тем же персонажем врагов Российской империи сопровождается незамысловатым стишком: «Руки чешутся казачьи, и трещат штаны пруссачьи». По коллекции плакатов музея можно изучать процессы мифологизации в ХХ столетии. Между царской и советской пропагандой много общего: на смену розовощекому казаку с плакатов Первой мировой приходит не менее пышущий здоровьем советский пионер-поваренок, а довольно-таки зловещее изображение бородатого колхозника с лозунгом: «Преступник тот, кто режет молодняк» - заставляет вспомнить еще одну страницу истории музея. В 1930-м году на пленуме Краевого музейного Совета были высказаны требования, которые ныне кажутся просто нелепыми и вполне созвучными надписи на плакате: отныне музеи должны были играть существенную роль «в деле поднятия урожайности и реконструкции сельского хозяйства», «в укреплении обороноспособности страны». Советская власть требовала многого, это притом, что к 1921 году из-за халатного отношения к музею со стороны нового руководства («Музейной тройки») в организации не осталось ни одного сотрудника. Зловещий 1937-й год обернулся новыми потерями, 132 экспоната из Зала императора Александра II были уничтожены с формулировкой «не имеющие исторической ценности».

Трудными для музея были 20-е, 30-е и 40-е годы ХХ века. С 1922 по 1929 год директором Самарского губернского научного музея была Вера Владимировна Гольмстен. Трогательная подробность: комитет по заведованию музеем приял решение о… приобретении валенок для Веры Владимировны! Этот момент говорит не только об условиях, в которых работали тогда сотрудники музея, но и об их самоотверженности, преданности любимому делу. В годы Великой Отечественной войны краеведческий музей переехал в бывший польский костел на ул. Фрунзе, в результате «новоселья» было потеряно 894 экспоната и до 1958 года экспозиции не обновлялись.

С 80-х годов ХХ века основная экспозиция музея была дополнена новыми отделами, которые любой желающий ныне может обозреть и интерактивно на официальном сайте музея.

Зловещий 1937-й год обернулся для музея новыми потерями: 132 экспоната из Зала императора Александра II были уничтожены с формулировкой «не имеющие исторической ценности».

 

В 70-х годах ХХ века произошло неожиданное событие: в музей пришло письмо из Принстонского университета (США) с просьбой выслать краеведческие записки для статьи о промышленности Куйбышевской области. Эта просьба вызвала недоумение и переполох. Границы «на замке», «холодная война»... Сразу же возник вопрос об утечке информации, которая, как ныне считают сотрудники музея, произошла «по вине» болгарских коллег. Дело рассмотрел Куйбышевский обком и вынес вердикт: любознательным американцам отказать.

 

Зал этнографии

В начале 90-х годов сотрудникам музея пришлось поучаствовать в непростых баталиях за новое здание, закончившихся решением объединить Областной краеведческий и Самарский филиал Центрального музея В.И. Ленина. Директором Областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина с 1993 года становится Людмила Валентиновна Кузнецова. В СМИ, в изданиях, выпускаемых музеем, зачастую подчеркивается, что нынешний музейный конгломерат – это культурный центр. В музее представлены не только постоянные экспозиции, но и новые выставки (во втором полугодии 2011-го нас ожидают «Загадки ящеров пермской эпохи», «Самураи», «160 геральдических символов Самарской губернии» и др.).

Помимо исторических реконструкций на базе музея проводился кинофестиваль «Соль Земли», устраивались театральные представления и музыкальные концерты. В 2008-м году проходила одна из наиболее посещаемых выставок музея, которая была создана в результате сотрудничества с Корпорацией «Канадский Музей Цивилизаций» и называлась «Хозяева степей: древние кочевники России и Канады». Особое впечатление производили масштабные панорамные объекты, сопровожденные аудиогидами и создававшие иллюзию погружения в мир кочевника. Экспонаты выставки живо воскрешали в памяти героев книг Ф. Купера и Дж. Шульца.

Помимо исторических реконструкций на базе музея проводился кинофестиваль «Соль Земли», устраивались театральные представления и музыкальные концерты.

 

 

Интерактивный музей

Безусловным плюсом обновленного музея можно считать интернет-активность. Гостевая страница сайта посещаема, критические замечания визитеров не удаляются (как это зачастую происходит), а принимаются во внимание, на вопросы и предложения пользователей Сети даются подробные, развернутые ответы. Большинство отзывов положительные, например:
«На днях была на вашей выставке «65 образов войны», и очень понравилось! Сильная выставка, на мой взгляд. Плакаты очень жесткие по своему характеру, кровавые, я бы сказала. Задели меня. Больше половины из них видела впервые. История про севастопольцев - просто нет слов. Оформление - это отдельная тема. Была поражена, когда на мой вопрос смотрительница ответила, что оформление - дело рук ваших сотрудников. Кропотливая работа, и как было не лень все это делать вручную: от каркаса с сеткой до столика с экраном (запомнила его надолго)? Спасибо за выставку!!».

Издания музея

 

Зал палеонтологии

В статьях сборника «Из истории музейных коллекций», несколько выпусков которого издано музеем, присутствует интересное описание самых разных музейных предметов: Наталья Гергедава рассказывает о коллекции спичек, указывая на характерные названия советских фабрик (например, «Волна революции») и на то, что когда-то спичечные фирмы печатали на коробках полученные ими выставочные медали; Ирина Тимашева анализирует путеводители по Самаре, изданные в разное время, обращая внимание на замечательное предупреждение для гостей города, сделанное в 1925-м году: «Следует внимательно следить за своими вещами и карманами, особенно на пристанях, на вокзале, на базарах, на почте: самарские карманники весьма искусны и подчас отважны». Изменения в текстах путеводителя – это и изменения в представлении образа города, новые пункты на его карте.

Удивительная находка описана в статье Ирины Крамаревой. Как в Самару попала буддиийская крышка капалы, изготовленная во второй половине XVIII - XIX в. в Монголии, Китае или Бурятии, установить до сих пор не удалось. Капала представляет собой священный сосуд, предназначенный для крови врагов буддизма, а сама крышка покрыта символическими изображениями защитников буддийского учения.

В самом ближайшем будущем музей им. П.В. Алабина порадует новыми проектами и выставками. Одно из наиболее ожидаемых событий – это открытие особняка А.П. Курлиной, который теперь предстанет в роли музея модернистского искусства.

 

В залах музея

Источники:
Из истории музейных коллекций. Выпуск 1. Самара, 2003. 80 с.
Из истории музейных коллекций. Выпуск 2. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Самара, 2005. 68 с.
Каталог фонда Петра Владимировича Алабина в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина / Составители И.В. Крамарева, Н.А. Гергедава. Самара, 2009. 148 с.
Самарский край в истории России. Вып. 3. Материалы Межрегиональной научной конференции, посвященной 120-летию со дня основания Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина. Самара, 2007. 240 с.



Профессиональное производство 3D-панорам и виртуальных туров в Самаре. 3D хостинг.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: