Будни самарского художественного музея

 

Самарский художественный музей — один из крупнейших музеев Поволжья.

Самарский областной художественный музей – один из крупнейших музеев Поволжья. Художественный отдел создан местным художником Константином Головкиным при участии группы самарских живописцев. Основой коллекции стали полотна самарских художников рубежа XIX-XX веков, а также работы мастеров русского искусства начала века. Сегодня музей имеет богатейшее собрание русского искусства XVIII-XIX веков, коллекцию русской живописи и графики конца XIX – начала XX веков. Особенно ценна коллекция русского авангарда начала XX века. Музейное собрание включает в себя и отечественное искусство 1920-1970-х гг.

Автор: Константин Поздняков

Заседание продолжается

В бывшем здании Волго-Камского банка, в доме №92 по улице Куйбышева, с 1989 г. и расположена основная экспозиция музея. Сюда привозят выставочные экспонаты из других стран и городов, здесь демонстрируют свои произведения самарские художники.

 

7 февраля 2011 г. в Самарском областном художественном музее прошел круглый стол под названием "Художественный музей сегодня: "хранилище времени" или "штаб по модернизации"?". Нынешнее руководство музея пригласило на встречу кураторов выставок, арт-директоров и собственно представителей современного искусства – молодых самарских художников – для того чтобы обсудить вечные вопросы, связанные с любым культурным учреждением:  кто виноват в том, что молодежь не воспринимает Художественный музей как интеллектуальный центр, и что делать? Участники встречи вступили в достаточно эмоциональную дискуссию. Велся разговор о современном искусстве. О сотрудничестве музея и самарских художников. В том, что сотрудничество это приносит ощутимые плоды, не сомневался никто. Обсуждались и вопросы современных коммуникаций и "встраивания" музея в информационную сферу. Естественно, речь шла о том, как представлен Художественный в Интернете. В большей степени, нежели сайт, информативна страница музея ВКонтакте, на которой нашлось место и истории, и современной концепции, и видеоотчетам с выставок, и иронии, юмору. Заместитель директора музея по развитию Константин Зацепин на вопрос о курьезных случаях или историях из музейного прошлого отвечает: "Я все-таки занимаюсь не прошлым музея, а его актуальным настоящим". Автор новой концепции развития на круглом столе говорил о двух значимых направлениях в работе музея, опираясь на соответствующие высказывания Ханса Ульриха Обриста, куратора Serpentine gallery, и сенатора Пермского края Сергея Гордеева. Первый определяет музей как "хранилище времени", второй – как мотор, генератор или "штаб по модернизации городской жизни". Миссию, заявленную обристовской дефиницей, музей выполнял всегда, ныне же Художественный музей стремится выполнить и модернизирующую функцию. Посещая нынешние выставки, зритель в полной мере может ощутить соединение двух означенных векторов деятельности, ощутить, как сквозь настоящее просвечивает прошлое, а через прошлое, как ни странно, – будущее.

300 спартанцев? Нет, 160… самарцев

 

Собрание музея насчитывает около 15 тысяч произведений графики, живописи, скульптуры и иных форм прикладного искусства

Или "почти" самарцев, потому что на одноименной выставке встречаются персонажи, с губернией и городом связанные лишь отчасти. К примеру, прототип знаменитого соцреалистического "настоящего человека" летчик Алексей Маресьев, который осенью 1941-го года в Куйбышеве учился летать на самолете ЯК-1, или Лев Николаевич Толстой, приобретший в Самарской губернии поместье. Встретился и портрет Юрия Гагарина, отдыхавшего после космического полета на даче под Куйбышевым.

Многие портреты связаны с историей Самарского художественного музея. Вот, например, изображение художника, организатора выставок, купца и владельца писчебумажного магазина Константина Павловича Головкина, перу которого принадлежит следующее послание Комитету по устройству Самарского городского музея, написанное 25 апреля 1897 г.:
"23 апреля выставка картин местных художников, устроенная в зале Городского музея, – закрылась. Зал приведен в порядок, и все принадлежащее кружку художников убрано. От имени художников-экспонентов приношу благодарность Комитету по устройству музея за безвозмездное помещение и покорнейше буду просить принять в дар – в основу художественного отделения музея – несколько картин, которые по порядку пожертвований, поступления и приобретения будут записываться в книгу "Художественное отделение Самарского городского музея", которая будет находиться при библиотеке. Дальнейшая работа по формированию симпатичного для меня художественного отделения, если Комитет найдет возможным и удобным, я желал бы принять на себя как инициатор, где я и постарался бы сделать все возможное в этом направлении".
Именно с этого письма и начинается история Художественного музея, который ныне занимает три исторических здания и имеет филиал в селе Ширяево, где находится, в частности, дом-музей И. Репина, приезжавшего сюда во время работы над «Бурлаками на Волге» (портрет знаменитого живописца также представлен на выставке "160 самарцев"). В бывшем здании Волго-Камского банка, в доме №92 по улице Куйбышева, с 1989 г. и расположена основная экспозиция музея. Сюда привозят выставочные экспонаты из других стран и городов, здесь демонстрируют свои произведения публике самарские художники. Неудивительно, что для здания, возводившегося в начале ХХ века, характерна величественность греко-римской архитектуры – ведь этот период отмечен проявлениями неомифологизма в модернистском искусстве. Возвращаясь к личности Головкина, надо сказать, что именно самарский художник-пейзажист разослал порядка 270 писем, адресованных живописцам России, с просьбой поддержать начинание по созданию музейного фонда.

Есть на выставке и портрет Альфреда фон Вакано, владельца Жигулевского пивоваренного завода и коллекционера произведений искусства. Правда, к 1920  г. коллекция перешла во владение Совнархоза, откуда и поступила в музей. Бурные 20-е и 30-е гг. ХХ века для многих фондов обернулись потерями, не стал исключением и Самарский художественный – из 1000 экспонатов фон Вакано уцелело лишь 345 предметов.

Художники прошлого и современности, чьи портреты представлены на выставке, так или иначе связаны с Художественным музеем: например, картины Сурикова появились в экспозиции музея благодаря фонду М.И.Сергиевской, учрежденному в 1950-е годы еще одним замечательным самарцем – профессором медицины М.П. Сергиевским, который в память о своей жене перечислил в КХМ значительную сумму для приобретения произведений искусства.

 

Аннэта Яковлевна Басс - директор Самарского областного художественного музея с 1958 по 2005 гг.

Один из первых фотопортретов, который бросается в глаза, как только заходишь на выставку, – портрет Аннэты Яковлевны Басс, директора музея с 1958 по 2005 гг. Именно благодаря стараниям А.Я.Басс фонды постоянно пополнялись новыми шедеврами, в том числе и тех художников, которые работали за границей. Так, в 1995 и 1996 гг. были приобретены живописные и графические произведения Неизвестного, Шемякина, Иванова.

П.С.Кабытов в своей книге «Судьба. Эпоха. Автобиография историка» пишет об Аннэте Яковлевне:
"В 1972 г. я познакомился с Аннэтой Яковлевной Басс, которая в качестве директора Областного художественного музея была привлечена к чтению курса лекций "История русского искусства". Знакомство переросло в дружбу. Оказалось, А.Я. училась на историческом факультете Ленинградского университета вместе с видным историком В.М.Панеяхом. С Басс мы вместе работали в рамках областного отделения ВООПиК. Она активно поддерживала идею вернуть областному центру историческое имя Самара. Не могу не вспомнить ее эмоциональное, до страсти, но в тоже время аргументированное выступление на заседании областного совета народных депутатов, обсуждавшего этот вопрос. Рад тому, что поддержал ее идею о передаче в собственность Художественного музея представительного здания Волжско-Камского коммерческого банка (до революции), где до 1987 г. восседал всемогущий горком КПСС. Благодаря усилиям А.Я.Басс Самарский художественный вошел в число лучших музеев России. Я всегда восхищался ее стремлением придать работе музея все новые и новые импульсы, привлечь в число его друзей не только интеллигенцию, но и представителей бизнес-сообщества. Блестящий рассказчик, она могла часами увлекать собеседника меценатством купцов Шихобаловых, достижениями прежнего директора музея Володина (он, кстати, выпустил в Москве книгу о культурной жизни старой Самары), удивляла своими связями с коллекционерами. Меня всегда восхищали ее громадная энергия и целеустремленность. Как-то даже в одном телеинтервью я предположил, что Басс смогла бы превратить весь исторический центр Самары в филиал Самарского художественного музея. Вспоминая А.Я., как и других краеведов, отмечу, что ее подвижничество помогало преодолевать все препоны, добиваться успеха во всех начинаниях"
.

В настоящее время директором Самарского художественного музея является Галина Рябчук, которая обещает, что в текущем 2011 году пройдет еще немало интересных выставок (к примеру, в Самару "приедут" сокровища Кремля). Впрочем, и сейчас в Самарском художественном музее много привлекающих внимание экспозиций.

Именно благодаря стараниям А.Я.Басс фонды постоянно пополнялись новыми шедеврами, в том числе и тех художников, которые работали за границей. Так, в 1995 и 1996 гг. были приобретены живописные и графические произведения Неизвестного, Шемякина, Иванова.

 

Плеханов и Флоренция

 

Самарский художественный музей. Отдел русского и зарубежного искусства

Известный (в том числе и за пределами Самары) литератор К.Курвич так описывает свои впечатления от выставки полотен художника Н. Плеханова:
"Манком, повлиявшим на мое решение посетить выставку Николая Плеханова, стало приглашение на встречу "ВКонтакте", в описании которой упоминался мистический реализм, а на аватаре была изображена деревня в густых сумерках. Меня очень легко впечатлить таким нехитрым образом. Но о своем решении я не пожалел. Только войдя в лекторий Художественного музея, где проходил вернисаж выставки, внимание сразу привлекли сюжеты работ. Из слов куратора выяснилось, что эти картины поступили в музей безымянными, а названия были даны собственно работниками музея, что немного затрудняло восприятие. Авторский комментарий всегда важен для меня. Три картины посвящены рыбе, вернее рыбным рынкам, скорее всего средиземноморским, судя по экзотическим для художника, родившегося в Самаре, видам рыб. Из слов куратора я также понял, что одним из мотивов проведения этой выставки стало как раз таки самарское происхождение Плеханова. Собственно, один из пейзажей оставляет надежду, что ландшафты, чем-то напоминающие самарские, действительно самарские. Бросается в глаза обилие изображенных коров. Один из посетителей выставки справедливо заметил: "Надо действительно от всей души восхищаться этими животными, чтобы так любовно прорисовывать коровьи хребты". Очевидно библейский сюжет представлен на выполненной в темных тонах картине, где изображена уже совсем немолодая мужеподобная кормящая мать с младенцем на груди. Две работы, наиболее точно отвечающие определению "мистический реализм", – это все та же "сумеречная деревня" и не менее "сумеречный" пейзаж с мельницами в поле. Немного пугающая атмосфера таинственности исходит от этих полотен. Но не одним мистицизмом запомнится мне эта выставка. Одна из картин оказалась зимним пейзажем, а зимний пейзаж мой любимый вид живописи".

 

Дом-музей И.Репина

На другой выставке "Флоренция. Ностальгия" (куратор Карло Визинтини), посвященной году Италии в России, посетитель может наблюдать замечательные черно-белые фотографии 1950-1960 гг. из двух самых старых агентств Флоренции – Foto Torrini и Foto Frighi/New Press Photo. Каждое фото – одновременно и фрагмент жизни, и произведение искусства. Замечательна картина рыбалки: на отмели, далеко уходящей в речку, будто в очереди выстроились рыбаки с удочками, в кажущихся одинаковыми плащах и шляпах, на переднем плане человек, которому на этом мысе не хватило места, в точно таком же одеянии. Все это обрамляет величественная набережная с гуляющими по ней горожанами. В газетных публикациях отмечена фотография от 5 ноября 1966 г., на которой запечатлен памятник Данте, возвышающийся над грязевым месивом, оставшимся после наводнения. Божественное и низкое, возвышенное и приземленное совмещены на одной картине, как на еще одном фото, где после того же природного катаклизма молодой человек переносит через грязную улицу свою возлюбленную (впрочем, это может быть просто знакомая), уже успевшую запачкать модные туфли.

Оптимизмом и жизнелюбием наполнены фото, изображающие и традиционные итальянские праздники, и пару, танцующую твист, застывшую в очередном па. Итальянская молодежь 1960 г. столпилась у бара, несомненным центром и душой компании является парень, восседающий на мотороллере (такие до сих пор коллекционируют "моды") в стильном "прикиде" и темных очках. Итальянский Элвис того времени, Адриано Челентано, напротив, запечатлен в самой бытовой обстановке: на фото он в номере отеля в постели разговаривает по телефону, выглядя недавно проснувшимся.

На уже упомянутом круглом столе заместитель директора музея по науке Татьяна Петрова говорила об аксиологической миссии музея, о критериях ценностного отбора. Современные выставки Самарского художественного музея радуют именно точностью выбора произведений в соответствии с заявленной концепцией, оставляя зрителю пространство для интерпретации, порождения смыслов.

Источники:
Т.Алексушина, В.Чернова. Музей Вакано. – Самара: Самарский художественный музей, Издательский дом "Агни", 2002.
В.Володин. Суриков и Самара. – Самара: Самарский художественный музей, 2002.
В.Володин. Самара, музей, художники: воспоминания и исследования. – Самара: Самарский художественный музей, 1997.
П.С.Кабытов. Судьба. Эпоха. Автобиография историка. – Самара: Самарский университет, 2008.
Коллекционеры и меценаты. Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию коллекции Самарского художественного музея. – Самара, 1998.
Материалы научно-практических конференций. – Самара: Самарский художественный музей, 1997.
Наследие-современность. Международная конференция художественных музеев 1998 и 1999 годов. – Самара: Самарский областной художественный музей, 2001.
Наследие: 100 лет коллекции. – Самара: Самарский художественный музей, РИФ "НИКА", 1996.
От модерна до авангарда. – Москва: Самарский художественный музей, Издательство "Галарт", 1996.

 

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с http://www.gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/museums/sohm.html?template=95