Марта

1859 — В Ставрополе открыто женское приходское училище.

1888 — Начал действовать первый в Самаре спичечный заво...

1899 — Государственный Совет принял решение об открыти...

1909 — В Самаре вышел первый номер еженедельного литера...

Ещё события 29 Марта

Юрские окаменелости Сызранского района

Конкреция с отпечатками аммонитов. Экспозиция Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина

Далеко не всем известно, что на территории нынешней Самарской области есть несколько точек, где часто находят окаменевшие остатки фауны и флоры юрского периода. Это была эпоха, когда на нашей планете во всех трех средах (на земле, в воде и в воздухе) господствовали динозавры (в переводе с греческого – ужасные ящеры). От наших дней середину юрского периода отделяет временной промежуток в 150 миллионов лет.

Следы далеких эпох

Юрскому периоду предшествовал триасовый (около 200 миллионов лет назад), когда на значительной части континентов произошло постепенное выравнивание климатических условий. Из растений на Земле тогда преобладали группы голосеменных и древовидных папоротников, а из высших животных – динозавры. Как уже было сказано выше, их окаменевшие остатки ныне находят и на территории нашего края. Так как в юрский период тот участок Русской равнины, где сейчас находится Самарская область, был покрыт водами морей, то, естественно, у нас можно обнаружить остатки только водных ящеров.

Еще с конца XIX века в юрских обнажениях современного Сызранского района местным жителям попадались округлые кости неизвестных животных, которые затем были определены специалистами как позвонки ихтиозавров (ихтиозавр - водный ящер с рыбообразным телом). Так, в 1903 году палеонтолог Петр Казанский изучил несколько десятков подобных окаменелостей, которые, согласно его описанию, учитель земской школы Константин Фролов нашел близ села Новая Рачейка Сызранского уезда. Ученый назвал этот вид водного ящера Ichthyosaurus volgensis.

Но куда чаще подобные ископаемые остатки обнаруживались в ходе добычи горючего сланца в шахтах Кашпирского сланцевого рудника. В частности, в 1936 году здешний рабочий Бочкарев, отбивая в шахте куски породы, на глубине 148 метров наткнулся на странный предмет. Служащий рудника Пестов вскоре передал находку в Куйбышевский областной музей краеведения. Находка оказалась частью челюстей ихтиозавра с зубами. Сейчас ее могут видеть посетители экспозиции зала геологии и палеонтологии, что в здании Самарского областного историко-краеведческого музея имени Петра Алабина. Здесь же хранятся и другие окаменелости юрского времени: например, часть позвоночника плезиозавра, найденная много лет назад в отложениях этой системы на Самарской Луке.

Еще с конца XIX века местным жителям попадались округлые кости неизвестных животных, которые затем были определены специалистами как позвонки ихтиозавров.

Водные ящеры

Чаще всего в самарских отложениях юрского периода находят остатки морских беспозвоночных аммонитов и белемнитов - хищных головоногих моллюсков.

Не так давно в музейной экспозиции заняли свое место два реконструированных макета ящеров мезозойского периода – плиозавра размером около 9 метров и ихтиозавра, габариты которого немного меньше. Предыстория этих экспонатов такова. Палеонтолог В.М.Ефимов в течение 80-90-х годов ХХ века подробно изучал юрские отложения правобережья Волги на территории Ульяновской и Самарской областей. В нашем крае работа, в основном, шла на трех разрезах: у сел Репьевка и Новорачейка, а также у поселка Кашпир.

Часть челюстей ихтиозавра. Кашпирский сланцевый рудник. Экспозиция Сам. обл. историко-краеведческого музея имени Петра Алабина

Последний, по сведениям Ефимова, является наиболее полным и сохранился лучше всех. За время своих исследований на перечисленных выше участках Сызранского района палеонтологу  удалось обнаружить несколько десятков окаменевших костных фрагментов древних ящеров, из которых около 70 процентов относятся к отряду Ichthyosauria. Некоторые из найденных Ефимовым частей скелета водных ящеров (в основном, позвонки) ныне хранятся в фондах музея. На их основе и был создан макет ихтиозавра, который сейчас можно видеть в зале, посвященном геологическому прошлому нашего края.

Что же касается макета плиозавра, ныне также помещенного в музейную экспозицию, то костные фрагменты, на основе которых он был изготовлен, Ефимов обнаружил в 1986 году у деревни Городищи Ульяновской области (неподалеку от ее границы с Самарской). Лучше всего сохранились нижняя челюсть с зубами, часть затылочной кости и некоторые элементы верхней челюсти, а также правая плечевая кость и оба бедра.

Затем на том же месте ученому удалось найти и свыше 20 позвонков плиозавра из различных отделов позвоночного столба. После того как извлеченные из земных слоев фрагменты скелета этого древнего животного были переданы в музей, здесь провели реконструкцию внешнего облика ящера, а затем создали его макет. Авторы этого уникального экспоната – научные сотрудники Дмитрий Варенов и Татьяна Оробинская, которые работали под руководством заведующей отделом природы СОИКМ Людмилы Гусевой.

На территории Сызранского района были обнаружены кости ящеров мезозойского периода – плиозавра размером около 9 метров и ихтиозавра, габариты которого немного меньше.

Древние моллюски

Однако кости мезозойских ящеров на территории нашего края – это все же очень редкие находки. Гораздо чаще в самарских отложениях юрского периода мы можем найти остатки морских беспозвоночных, наиболее известными из которых являются две группы хищных головоногих моллюсков – аммониты и белемниты. Свое название аммонит получил от характерной формы раковины, словно закрученной в бараний рог. Именно такие рога носил мифический Аммон, древнеегипетский бог – покровитель Фив.

Макет плиозавра в экспозиции Самарского областного историко-краеведческого музея имени Петра Алабина

Существовали аммониты на нашей планете добрую треть миллиарда лет – с начала девона до конца мела. За это бурное время сменилось семь отрядов и свыше 1700 родов упомянутых выше головоногих моллюсков. Четыре раза за свою историю аммониты почти полностью вымирали, но при благоприятных условиях их популяции снова возникали и продолжали свое существование.

Эта чрезвычайно быстрая (в геологическом, конечно же, смысле слова) смена аммонитовых групп в водоемах планеты делает их ценнейшими руководящими ископаемыми: ведь каждому времени, каждой геологической эпохе соответствуют только свои, характерные только для них семейства или роды аммонитов. В этом-то и кроется причина особой любви палеонтологов к «баранорогим» моллюскам. Что же касается размеров различных видов аммонитов, то они колебались в больших пределах – от двухкопеечной монеты до колеса грузовика. Представьте себе хищную улитку таких размеров!

Если аммониты были похожи на колеса, то их родственники, белемниты, получили свое название от слова «белемнон» – так на древнегреческом языке называется стрела. В тех местах, где миллионы лет назад обитали упомянутые моллюски, мы можем найти странные образования, издавна называемые в народе "чертовыми пальцами". Они и в самом деле похожи или на наконечники стрел, или на пальцы какого-то сверхъестественного существа. "Чертов палец" – это все, что обычно остается от белемнита в геологических слоях юрского периода, и представляет он собой окаменелость его внутренней раковины, которая у живого моллюска располагалась на переднем конце тела.

В фондах Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина ныне имеется обширная коллекция окаменелостей и отпечатков аммонитов и белемнитов. В частности, крупнейший в области отпечаток аммонита в свое время нашли в отложениях реки Сестры Большечерниговского района. Очень интересна конкреция кремнистого мергеля с подобными же следами, которая была взята с обнажения у села Климовка Шигонского района. "Чертовы пальцы" же целыми россыпями находят на правом берегу Саратовского водохранилища, на побережье Самарской Луки, на участке между селами Винновка и Лбище. Эти окаменелости ныне можно видеть в музейной экспозиции.

В целом же, на территории Самарской области можно выделить два наиболее крупных района, где имеются обнажения юрской системы. Это запад Самарской Луки и юго-восток области – Алексеевский, Большеглушицкий, Большечерниговский районы.