Марта

1859 — В Ставрополе открыто женское приходское училище.

1888 — Начал действовать первый в Самаре спичечный заво...

1899 — Государственный Совет принял решение об открыти...

1909 — В Самаре вышел первый номер еженедельного литера...

Ещё события 29 Марта

Триасовые отложения на реке Малый Кинель

Череп лабиринтодонта. Триасовый период. Экспозиция Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина.

Археологические раскопки доказали, что 250 миллионов лет назад на территории Самарской области была жизнь. На реке Малый Кинель были найдены морские обнажения триасового периода мезозойской эры.

В окрестностях села Березняки, что на берегу реки Малый Кинель, на самой границе Самарской и Оренбургской областей, находили останки крупных земноводных животных триасового периода – стегоцефалов.

На рубеже палеозойской и мезозойской эр (примерно 230 миллионов лет назад) на всей планете произошли значительные изменения в составе фауны наземных позвоночных. Звероподобные рептилии, которые, наряду с котилозаврами, преобладали в пермском периоде, в начале мезозойской эры уступили место другой группе пресмыкающихся, которых и называют собственно динозаврами (в переводе с древнегреческого – «страшные», или «ужасные» ящеры). Мезозойская эра была временем наивысшего расцвета этих животных.

С точки зрения эволюционной биологии представляет большой интерес тот факт, что в самом конце триаса, первого периода мезозоя (примерно 250 миллионов лет назад), на Земле появились небольшие зверьки, похожие на крыс и покрытые не роговыми чешуями, как пресмыкающиеся, а короткой шерстью, и выкармливающие своих детенышей молоком. То были первые млекопитающие животные, которые в течение почти всего мезозоя оставались лишь тоненьким побегом на древе эволюции. Но до начала кайнозойской эры (она началась около 70 миллионов лет назад) хозяевами планеты были только ящеры.

В окрестностях села Березняки, что стоит на берегу реки Малый Кинель, на самой границе Самарской и Оренбургской областей, неоднократно находили остатки «последних из могикан» среди крупных земноводных животных триасового периода – стегоцефалов (современное их название - лабиринтодонты). Так, многочисленные ископаемые останки этих животных здесь были обнаружены в 1938 году сотрудниками Палеонтологического института Академии наук СССР. В мощной толще серых песчаников и глинистых мергелей на глубине пятидесяти метров ученым открылась целая залежь окаменевших костей.

Находки оказались очень интересными. Были открыты новые, не известные науке ранее виды териодонтов и лабиринтодонтов, а один из последних, относящийся к роду мелозавров, по месту находки получил название «мелозавр кинельский». Впоследствии еще в ряде мест востока области палеонтологи обнаружили окаменелости древних земноводных - например, у сел Гостевка, Алексеевка и некоторых других.

Справка. Стегоцефалы (Stegocephalia, или «панцироголовые») — вымершая группа земноводных животных, одних из первых позвоночных, вышедших на сушу в конце девонского периода (около 360 миллионов лет назад). Предками стегоцефалов были костные рыбы, обладавшие дополнительными органами дыхания в виде легочных мешков. Наиболее близки к стегоцефалам кистепёрые рыбы, скелет которых имеет много сходных черт со скелетом стегоцефалов. Стегоцефалы вымерли в начале мезозоя.

Название «стегоцефалы» ныне признано устаревшим и с конца ХХ века в научной литературе более не применяется. Теперь палеонтологи их именуют лабиринтодонтами (Labyrinthodontia), что буквально означает «лабиринтозубые». Название это возникло потому, что на поперечном срезе зубы этих животных образованы извитыми складками, из-за чего они выглядят как покрытые продольными бороздами. Высказывались предположения, что такая структура зубов изначально связана с наличием в полости рта у этих животных ядовитых желез (в частности, небной железы).

На территории Самарской области имеются морские обнажения только верхнего триаса. В нижнее и среднее время этого периода здесь господствовали условия высокой суши, где шли процессы разрушения и эрозии ископаемых остатков, и поэтому отложений триаса на территории нашего края очень мало. Кроме берегов реки Малый Кинель, такими местами являются также некоторые участки на северных и западных склонах Общего Сырта и в междуречье рек Самары и Большого Кинеля. Территориально эти участки находятся в Похвистневском, Кинель-Черкасском, Борском, Богатовском и Алексеевском районах.

Вполне возможно, что дальнейшие раскопки в триасовых отложениях на территории Самарской области смогут порадовать ученых новыми находками и даже новыми видами лабиринтодонтов, которые все еще остаются слабо изученной группой ископаемых животных.

Один из последних, относящийся к роду мелозавров, был впервые найден на территории Самарской области и по месту находки получил название «мелозавр кинельский».