Покровский кафедральный собор

 
14 сентября 1857 года в торжественной обстановке епископ Феофил (Надеждин) совершил закладку храма. Участвовал в закладке и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Уже в 1861 году храм был освящен. Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. Архитектура Покровской церкви выдержана в стиле московского храмового зодчества XVII века.

Автор: Татьяна Горбачева

Одна из главных святынь собора – чудотворная икона Божией Матери "Взыскание погибших". Из истории иконы известно, что она приплыла по Волге к Саратову в 1666 г. и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.

 

Покровский кафедральный собор находится в историческом центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской. В начале XIX века эта территория была за пределами города, здесь было городское кладбище. На кладбище, как полагается, поставили деревянную церковь, которая была освящена в честь св. Иоанна Крестителя. Но город рос, прихожан кладбищенской церкви прибавлялось, и довольно скоро она уже не могла вместить всех желающих.

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от "фрязин" – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали "Самарские епархиальные ведомости" в 1911 г., считалась "одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению".

 

В 1853 г. известные самарские купцы Шихобаловы обратились к Самарскому епископу Евсевию (Орлинскому) с ходатайством о строительстве нового вместительного каменного храма взамен обветшавшей деревянной церкви. Разрешение было получено. Год спустя из Самары в Петербург был направлен проект новой церкви, разработанный архитектором А.И.Майснером. Его не утвердили, и вместо него в 1857 г. был прислан проект петербургского архитектора Э.И.Жибера. По нему и начали строить храм.

На строительство новой церкви Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34 тысячи рублей. 14 сентября 1857 г. в торжественной обстановке епископ Феофил (Надеждин) совершил закладку храма. Участвовал в закладке и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Уже в 1861 г. храм был освящен. Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

Архитектура Покровской церкви выдержана в стиле московского храмового зодчества XVII века. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство было весьма богатым. В 1876 г. алтари были облицованы искусственным мрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 гг). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от "фрязин" – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали "Самарские епархиальные ведомости" в 1911 г., считалась "одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению".

После революции 1917 г. в Российской Православной церкви произошел раскол. Часть духовенства поддержала большевиков и начала реформировать церковь. Новая власть первое время благоволила обновленцам. В Самарской епархии позиции приверженцев  обновленчества были достаточно сильны. Ряд храмов, в том числе Покровская церковь, перешли в обновленческую Средне-Волжскую митрополию. Но уже в 1938 г.  храм воссоединился с Московской патриархией.

В эти сложные годы, когда закрывались и рушились храмы, Покровская церковь некоторое время оставалась единственной действующей. В 1941 г. храм становится кафедральным. В военное время Покровский собор постоянно участвует в сборе пожертвований. Прихожанами и духовенством были собраны средства на танковую колонну, названную в честь Дмитрия Донского. В хоре храма пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе Большого: И.С.Козловский, М.Д.Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф.Другов.

Часть духовенства поддержала большевиков и начала реформировать церковь. Новая власть первое время благоволила обновленцам. В Самарской епархии позиции приверженцев обновленчества были достаточно сильны. Ряд храмов, в том числе Покровская церковь, перешли в обновленческую Средне-Волжскую митрополию. Но уже в 1938 г. храм воссоединился с Московской патриархией.

 

В храме хранится много святынь: Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с частицами мощей святителя Николая, преподобного Григория Декаполита, святителя Игнатия Ростовского и других святых. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

Одна из главных святынь собора – чудотворная икона Божией Матери "Взыскание погибших". Из истории иконы известно, что она приплыла по Волге к Саратову в 1666 г. и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.

Анна Ивановна Кадышева, получив от бабушки в наследство чудотворную икону, не расставалась с нею, собирая по всей России пожертвования для основания Раковского Свято-Троицкого женского монастыря. В 1862 г. А.И.Кадышева стала первой игуменьей Раковского монастыря и икону передала в монастырь. В монастырской летописи хранилось немало свидетельств об исцелениях. После революции монастырь был закрыт, а чудотворная икона попала в Покровский храм. По вторникам перед иконой поется акафист пресвятой Божией Матери, а 18 февраля в день памяти чудотворного образа "Взыскание погибших" в соборе совершается торжественный молебен и крестный ход.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с http://www.gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/pilgrimage/pks.html?template=95