19

Апреля

1686 — Родился Василий Никитич Татищев, глава первой Ор...

1944 — Постановлением Государственного Комитета Оборо...

1970 — С главного конвейера Волжского автозавода в Толь...

Ещё события 19 Апреля

Предприятия губернии в годы Великой Отечественной Войны
 

В Куйбышеве были собраны 32 из 38 тыс. штурмовиков Ил-2, выпущенных в годы войны

Вскоре после начала Великой Отечественной войны под угрозой оккупации оказалось больше 30 тысяч советских промышленных предприятий. Большинство из них срочно эвакуировались в восточные регионы страны. Голодные, измученные люди практически вручную демонтировали и отправляли на восток тысячи заводов. На новых местах они начинали выпускать оружие для фронта чуть ли не в чистом поле. Так было и в Куйбышеве, куда осенью 1941 года были эвакуированы около 40 крупных оборонных предприятий.

Автор: По материалам РИА «Самара», журнала «Первый», газеты «Волжская Коммуна»

Предыстория

В годы Великой Отечественной войны завод имени Масленникова в короткий срок освоил выпуск снарядов для реактивных систем залпового огня «Катюша».

В августе 1940 года советское правительство приняло решение о строительстве в Куйбышеве группы оборонных заводов. Осенью 1940 года в окрестностях станции Безымянка была заложена огромная строительная площадка, на которой сооружались предприятия, имеющие стратегическое значение.

Согласно первоначальным планам правительства, в окрестностях Куйбышева предполагалось возвести два авиационных завода, моторный завод и заводской аэродром, произвести реконструкцию и расширение Куйбышевской ТЭЦ (ныне Куйбышевская ГРЭС), а также завершить строительство Безымянской ТЭЦ.

К этому в Куйбышеве возвели завод КАТЭК (ныне завод А.М.Тарасова), неподалеку от станции Безымянка был построен Самарский железнодорожный ремонтный завод. Впоследствии на его территории расположился 9-й государственный подшипниковый завод (9 ГПЗ).

Эвакуация

Первоначальным планам не суждено было сбыться. Вскоре после начала Великой Отечественной войны под угрозой оккупации вражескими войсками оказались более 30 тысяч заводов. Им зачастую приказывали в течение 2-3 дней сняться с места и отправиться в эвакуацию. Одним из главных пунктов для развертывания оборонного производства в тылу стал Куйбышев.

Оборудование выгружалось прямо на открытые площадки и монтировалось одновременно со строительством корпусов. Дождь, слякоть, мороз – ничто не могло быть причиной остановки работ. Рабочий день во время войны составлял 11 часов, многие работали по 16-18.

 

Сюда прибыли десятки крупнейших предприятий, призванных обеспечить нужды фронта. Уже в октябре 1941 года в наш город переехали более 20 предприятий, входящих в наркомат авиационной промышленности СССР (НКАП СССР) и ранее работавших в Москве и в Подмосковье, в городах Прибалтики, Украины и других западных регионах страны.

За годы войны Куйбышев и Куйбышевская область превратились в крупный центр оборонной промышленности. Объем производства в области увеличился в 7 раз, а по городу – в 11.

Эвакуированные москвичи работают на возведении объектов завода. Страшная военная зима 1941 года открыла новую страницу в истории губернии...

В итоге на территории, первоначально предназначенной для завода №122, в октябре 1941 года разместился перевезенный из Москвы самолетостроительный завод №1 (впоследствии ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»). Еще раньше сюда прибыли работники заводов из Смоленска, Киева, Днепропетровска, были доставлены эвакуированные станки и оборудование.

Все предприятия, прекратив самостоятельную деятельность, вошли в состав Госавиазавода №1. Переехавший тогда же из Воронежа завод №18 (впоследствии – Куйбышевский авиационный завод, а ныне АО «Авиакор») оказался на участке, ранее предназначенном для предприятия №295, а моторный завод №24 (позднее МПО им.Фрунзе, а ныне АО «Моторостроитель») – на площадке, отведенной для завода №337.

Силами УОС в Куйбышеве в военные годы были также построены завод авиационного вооружения №525 (он же завод «Машстрой», а затем  производственное объединение «Металлист»), агрегатный завод №35, завод гидроавтоматики №305, завод аэродромного оборудования №454, завод самолетных бронекорпусов №207 (механический завод), призаводской аэродром (ныне – аэродром «Безымянка») и прочие промышленные объекты.

Уже после начала войны Особстрою также было поручено возведение радиостанции близ села Ново-Семейкино (объект №15), крекинг-завода №443 неподалеку от железнодорожной станции Кряж (впоследствии Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод), Куйбышевского нефтехимкомбината близ 1105-го километра Куйбышевской железной дороги (район нынешнего Новокуйбышевска) и еще десятков других предприятий. Эти объекты и по сей день – основа индустриальной мощи всего Самарского региона.

На то, чтобы перевезти авиазавод №18 за тысячи километров, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков, понадобилось всего 35 дней.

 

Заводы возглавлялись лучшими специалистами того времени – такими, как А.Т.Третьяков, М.Б.Шенкман, В.Я.Литвинов, В.А.Окулов, М.С.Жезлов, А.А.Белянский, А.Г.Солдатов и другие.

Трудовой подвиг

Создание трубопровода Бугуруслан–Куйбышев принято считать первым шагом к зарождению магистральной газопроводной системы страны.

Но даже с таким компетентным руководством запускать производство было исключительно сложно. Не было помещений, не хватало топлива, электроэнергии, сырья, рабочих рук. Места ушедших на фронт мужчин приходилось занимать их женам и детям. Оборудование выгружалось прямо на открытые площадки и монтировалось одновременно со строительством корпусов. Дождь, слякоть, мороз – ничто не могло быть причиной остановки работ. Рабочий день во время войны составлял 11 часов, многие работали по 16-18.

И так развертывались не одно-два, а десятки предприятий. Только неимоверными усилиями эвакуированные заводы уже через один-два месяца после переезда начинали выпускать необходимую фронту продукцию.

Уже 10 декабря 1941 года на Безымянке рабочие авиазавода №18 (во главе с директором М.Б.Шенкманом) собрали первый легендарный Ил-2. Сегодня такое не укладывается в голове: на то, чтобы перевезти завод за тысячи километров, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков, понадобилось всего 35 дней. До конца 1941 года здесь выпустили уже 29 штурмовиков, а на соседнем заводе №1 (директор А.Т.Третьяков) – 30 истребителей и три Ил-2. И тем не менее Глава Комитета Обороны Иосиф Сталин прислал директорам телеграмму с критикой за малый объем выпуска. Она заканчивалась так: «Предупреждаю последний раз тчк Сталин». Больше предупреждать не потребовалось...

В Куйбышев в 1941-м были перенесены ведущие авиастроительные заводы. В голоде, спешке, без сна и отдыха рабочие Москвы, Воронежа, Харькова перебиралась на восток, подальше от фронта. Чтобы, едва выгрузившись с эшелонов, начать делать для фронта самолеты...

Та первая страшная военная зима положила начало удивительной истории знаменитой рабочей Безымянки – района на окраине нашего города, где и сегодня находится большинство предприятий авиакосмической отрасли. Эта кузница военной техники, недоедая и недосыпая, изо всех сил штамповала технику, молотившую врага на далеком фронте.

Большая часть заводов Куйбышева обеспечивала выпуск деталей для боевых самолетов. Механический завод №207 поставлял бронекорпуса, завод аэродромного оборудования – узлы крепления пушек, держатели для бомб, пулеметные установки. Завод №24 изготавливал моторы – «сердце» знаменитых ильюшинских штурмовиков. За полгода здесь в условиях суровой зимы был построен завод, равный, а то и превосходящий по мощности московский, который создавался без малого 30 лет!

Предприятия эвакуировались не только в район станции Безымянка. Так,   на месте Линдова городка развернули одно из эвакуированных из Москвы предприятий (часть 1-го Московского подшипникового завода, созданного в 1932 году). В сентябре 1941 года Линдов городок решением правительства и обкома партии передали дирекции нового 4 ГПЗ, и уже с сентября 1941 г. в Куйбышев начали прибывать люди и оборудование с 1 ГПЗ.

После октябрьского наступления немцев на Москву в Куйбышев приехали основные кадры завода. К октябрю 1941 года на завод прибыли свыше 1500 человек и более 1000 единиц оборудования. Всего эвакуировались 3000 рабочих и сотрудников. Уже 21 ноября 1941 года на танковый завод г. Челябинска для танков Т-34 были отправлены первые 3000 подшипников. В 1943 году за обеспечение фронта подшипниками завод был награжден орденом Ленина. За героический труд 5000 подшипниковцев получили медали «За доблестный и самоотверженный труд», 152 работника – ордена и медали.

Каждая пятая авиабомба, каждый третий артиллерийский снаряд и весь морской боезапас для всех флотов страны в годы войны были выпущены в Чапаевске.

 

Не менее самоотверженно трудились рабочие и на старых куйбышевских предприятиях. В годы Великой Отечественной войны завод имени Масленникова в короткий срок освоил выпуск снарядов для реактивных систем залпового огня «Катюша». Одновременно наращивался выпуск боеприпасов для всех родов войск. За образцовое выполнение заданий правительства в 1942 году завод был награжден орденом Трудового Красного знамени, большая группа управленцев, конструкторов, рабочих и служащих удостоена высоких правительственных наград.

4 ГПЗ 1941 год. Оборонное производство сделало Куйбышев центром подшипниковой промышленности страны. Заводы обеспечивали бесперебойное снабжение подшипниками всех предприятий авиационного профиля, танковых заводов

Заводы Чапаевска в одиночку снабжали все фронты Красной Армии минами, снарядами, гранатами, а флоты – минами и торпедами. Каждая пятая авиабомба, каждый третий артиллерийский снаряд и весь морской боезапас для всех флотов страны в годы войны были выпущены в Чапаевске.

За годы войны Куйбышев и Куйбышевская область превратились в крупный центр оборонной промышленности. Объем производства в области увеличился в 7 раз, а по городу – в 11. Инфраструктура Куйбышева и области просто не выдерживала таких нагрузок. Встал вопрос о скорейшей модернизации энергетического хозяйства региона. Риск потери донецких и бакинских месторождений, в предвоенные годы бывших основой топливного баланса страны, заставил торопиться. Руководство страны дало распоряжения о разработке месторождений и строительстве нефтеперерабатывающих предприятий в регионе.

Уже осенью 1941 года возобновилось строительство Сызранского крекинг-завода. Сюда начали прибывать специалисты и оборудование эвакуированных из Херсона, Одессы и Туапсе заводов. Первый эшелон произведенного в Сызрани бензина был направлен на Сталинградский фронт уже 20 июля 1942 года. Осенью того же года к заводу был проложен первый нефтепровод с Сызранского и Ставропольского месторождений. Когда наши нефтяники оказались отрезанными от Баку, откуда шло все оборудование, в Сызрани был  организован свой ремонтно-механический завод.

Чтобы обеспечить топливом оборонные заводы, было решено строить газопровод от поволжских месторождений к Безымянке. Создание трубопровода Бугуруслан-Куйбышев принято считать первым шагом к зарождению магистральной газопроводной системы страны. Опыта строительства газопроводов не было. Из Баку были срочно откомандированы 800 квалифицированных нефтяников, которыми руководил Яков Агарунов. Прибытие «южного десанта» в Похвистнево и Бугуруслан пришлось в разгар русской зимы. Свирепый мороз, дефицит жилья и топлива – в таких условиях строители прокладывали «дорогу жизни» для областной «оборонки». «Все приходилось делать вручную. Трубы на стыках соединялись резиновыми муфтами, которые быстро твердели на морозе – натянуть их было невозможно. Мы стали закладывать кольца под телогрейки – теплом собственного тела согревали резину», – вспоминала Эльза Соловьева, одна из участников стройки.

В тяжелейших условиях военного времени область не только выстояла и оказала неоценимую помощь фронту, но и пережила своеобразную промышленную революцию, превратившись в один из крупнейших индустриальных районов страны. 

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: