В связи с торжествами, связанными с празднованием
Важно на местном материале показать вклад земляков в развитие самарского края, организовать выставки детского творчества, просмотр кинофильмов, посвященных Самарской Губернии.
Предоставленный фактический материал по истории Самарского края и епархии является обзорно-рекомендательным и поможет учителю самостоятельно определить содержание урока.
Для ориентации в материале вашему вниманию предлагаются 7 модулей: предистория основания губернии и епархии, основание губернии и епархии, гражданская позиция и верность славянскому братству, революционное лихолетье, великая отечественная война, современный этап развития самарского края, знаменитые люди Самарской губернии.
Материал открытого урока представлен в форме презентации с использованием музыкальных фрагментов, фотографий и репродукций художественных полотен. Учителю предоставляется право выбора модуля или совокупностей модулей по истории Самарской губернии и Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви, а также в выборе форм проведения занятия.
Комментарии по содержанию модулей
Модуль 1: Предистория основания губернии и епархии.
Самарскую землю поистине можно считать уникальной — столько здесь народов и верований, национальных культур, за тысячелетия оставивших свой след в человеческих судьбах. Кочевники-сарматы, славяне, Волжская Булгария, Золотая Орда, казаки, беглые крестьяне и прочий вольный люд, переселенцы с Севера, с Юга, из центральных областей России, старообрядцы, поволжские немцы, калмыки, татары, чуваши, мордва, казахи, башкиры... И Самарская земля стала для всех них, не «плавильным котлом», где различные народы, смешиваясь, утрачивают свою самобытность и разнообразие, но создала условия для сохранения и развития национальных культур.
История самарского православия уходит далеко во глубь веков. Ещё в XIV веке здесь, у впадения реки Самары и Волгу, жили и молились старцы-пустынники, удалившиеся в глухие леса на дальние рубежи Руси. Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, наставник и друг преподобного Сергия Радонежского, один из вдохновителей Куликовской победы, воспитатель Великого князя Дмитрия Донского, в 1357 году по пути в Орду посетил одного из них и предрёк: «Здесь будет город великий, в коем просияет благочестие, и никогда оный город разорению не будет подвержен».
Впервые Самара упоминается в русских летописях 1361 года. Поселение-пристань Самара впервые отмечено на карте Волги 1367 года венецианских купцов Франческо и Доменико Пицигано.
Официальная дата рождения города — 1586 год, когда по Указу царя Фёдора Иоанновича начала строиться крепость на Волге, названная Самарским городком, для прикрытия Руси от набегов кочевников и обеспечения водного пути от Казани до Астрахани. Крепость строилась на месте нынешней Хлебной площади, на холме. Сначала возводились стены из остро заточенных вверху брёвен, сторожевые башни с бойницами — защита от стрел степняков-кочевников. Потом кремль, церковь, приказные и жилые избы, лабазы. И когда в 1586 году князем Григорием Засекиным была построена деревянная крепость Самара, защищавшая восточные рубежи государства, первым храмом в ней стала Троицкая церковь с приделом во имя Святителя Алексия, считающегося с тех пор небесным покровителем нашего города.
Примечание: В городе Волгограде благодарные жители поставили памятник князю Григорию Засекину. К сожалению, в нашем городе большой вклад князя в строительстве и благоустройстве крепости Самары не оценен по заслугам. В нашем городе поставлен только памятный камень, на гране которого высечено обещание поставить памятник Григорию Засекину, первому управителю Самары.
В 1636 году длина городка составляла 1,7 км, ширина — 350 м. В 1688 году крепость Самара была переименована в город, став не только военным форпостом на краю земли русской, но и торговым центром. Именно через Самару осуществлялась выгодная торговля с Востоком.
Название города Самара, по одной из версий, происходит от греческих слов «SAMAR» — купец, торговец и «RA» — древнего названия Волги. По другой версии, свое название город получил от названия реки Самара , впадающей в Волгу у города. На языках тюркских народов, когда-то кочевавших в заволжских степях, Самара — степная река.
В 1708 году при Петре 1 Самара значилась девятым городом Казанской губернии, а с 1719 года причисляется к Астраханской губернии. В то время на территории города находилось 210 дворов. В этот период Самара оказалась в эпицентре двух крестьянских войн: при содействии местного населения в августе 1670 года Самара была захвачена войсками Степана Разина; а в 1773 году Самара была первым городом, перешедшим на сторону Емельяна Пугачёва.
До 1780 года Самара, получившая в
Модуль 2: Основание губернии и епархии.
1 января 1851 года Епископ Симбирский и Сызранский Феодотий отслужил молебен в Кафедральном соборе и благословил город иконой свт. Алексия. Жители г. Самары после службы в Кафедральном соборе крестным ходом направились к дому И.И. Макке (позднее в нем располагалось реальное училище). В этом доме началось торжество по поводу открытия новой Самарской губернии.
В связи с созданием новой губернии (Самарской). Губернскому городу полагалось иметь собственную архиерейскую кафедру. 31 марта 1851 года в Самаре состоялось торжественное открытие Самарского епархиального управления. Торжественное открытие Самарской и Ставропольской епархии , учреждённой высочайшим указом, состоялось на праздник Входа Господня в Иерусалим. Первым самарским епископом стал Евсевий.
В 1851 году Самара становится губернским городом с населением в 15 тысяч человек. В этот момент Самарская губерния по количеству собираемой пшеницы стояла на первом месте в Российской империи. Активная торговля колониальными, мануфактурными и прочими товарами осуществлялась в 375 лавках. Еженедельно на двух площадях проводились базары. В течение года проходили три крупные ярмарки: Соборная (осенняя), Воздвиженская и Казанская (летние), которые продолжались по десять дней. К концу 19 века в Самаре было 46 заводов и фабрик, где работало 2,5 тысячи постоянных рабочих. В 1900 году была построена первая электростанция.
К 1917 году в Самаре уже действовало 90 промышленных предприятий, механическая хлебопекарня, элеватор емкостью 3,5 млн. пудов зерна. Поскольку город имел выгодное географическое положение, Донбасс и Урал становились основными поставщиками металла для промышленности, что послужило основанием для создания большого числа крупных предприятий машиностроения и металлообработки.
В конце X IX века Самара — железнодорожная станция и речной порт. Через Самарскую область проходят железнодорожные ветки на Среднюю Азию и Сибирь. Осуществляется строительство железнодорожного моста через Волгу.
К 1917 году в Самарской губернии — 7 уездов, 8 городов, 2014 поселений разного типа. Площадь Самарской губернии — 123 341 кв. км.
В Самарской губернии активна политическая и общественная жизнь. 28 февраля 1865 года в 14 часов в зале дома Шелашникова (на углу улиц Казанской и Воскресенской) состоялось первое Учредительное земское губернское собрание. Председателем губернской земской управы стал Л.Б. Тургенев. Выступил губернатор Н.П. Мансуров: «По приведению в действие Положения о земских учреждениях Самарская губерния, как во многих, впрочем, делах опередила прочие губернии. Вам выпал славный жребий начать великое дело...»
25 ноября 1870 года в первом часу пополудни состоялось торжественное открытие Самарского окружного суда.
Большой вклад в обустройство города Самары внесли благотворители, среди которых необходимо отметить купцов А.Н. Шихобалова, Д.К. Мясникова, Ф.Г. Перовского, И.П. Шапиро, С.П. Казанцева, Я.Г. Соколова, И.С. Пензина, Л.С. Аржанова, Е.О. Юдина, П.И. Шихобалова и др. В частности, благодаря семье Шихобаловых, были построены Покровский собор, больница, богадельня. На начало XX века в губернии было 1000 православных храмов, 19 монастырей (3000 монашествующих и трудников). Особо выделялся Воскресенский собор, построенный в честь спасения Императора Александра II при покушении на него террориста Дмитрия Каракозова. Нашим современникам уже трудно представить, что когда-то на месте нынешней площади Куйбышева находилось захолустье. Вторую жизнь Алексеевской улице дал проект постройки неподалеку Кафедрального Воскресенского собора. При пересечении улицы Алексеевской с Соборной (Молодогвардейская) возникла огромная строительная площадка. Художник К.П.Головкин писал в своих краеведческих записках, что места близ Алексеевской были покрыты густым девственным лесом и пользовались дурной славой. На этом месте был воздвигнут величественный Воскресенский собор.
Модуль 3: Гражданская позиция и верность славянскому братству.
Самарское знамя
В
В самарских губернских ведомостях было опубликовано Обращение сербского митрополита Михаила к русскому народу: «Православные братья! ... Кажется бесчувственная скала зарыдала бы при виде этих бед, несчастий, которые переносят страдальцы-мученики, наши братья в Боснии, Герцеговине и Старой Сербии... во имя святой православной церкви, во имя гуманности, братья русские, вы не откажитесь подать посильную помощь бедным, брошенным всеми на произвол судьбы вашим братьям-славянам!..»
По предписанию епископа Самарского и Ставропольского Герасима, обращение сербского митрополита Михаила и черногорского митрополита Иллариона с подписными листами для сбора пожертвований были разосланы во все монастыри и церкви епархии.
В Самаре был создан комитет по сбору пожертвований в пользу южных славян под председательством П.В. Алабина. Жители города и губернии сердечно откликнулись на призыв о помощи: только самарские крестьяне собрали более 45 тысяч рублей, духовенство Самарской епархии в 1876 году собрали 22 тысячи руб.; собраны тюки с холстом, нитками, шерстяными носками, чулками и другими вещами. 5 сентября 1876 года из Самары в Сербию отправлена группа добровольцев: 8 унтер-офицеров, 17 рядовых, 3 артиллериста.
В Самарских губернских ведомостях были описаны проводы на фронт наших земляков. «Одна мать просила отправить своего старшего сына в Сербию. Когда он уезжал, она заливалась слезами, а на следующий день привела последнего сына с такой же просьбой. Когда ей напомнили об ее переживаниях по поводу разлуки: она ответила: „То плакало сердце матери, но они христиане и должны положить живот за Христа. Я бедна и только детьми могу пожертвовать“. Дети ее были проникнуты тем же чувством. Многие на коленях просят выделить средства, чтобы отправиться на турка».
Самара XIX века прославилась также тем, что в 1876 году активно поддержала борьбу болгарского народа против турецкого владычества. Именно наш город создал знаменитое Самарское ополчение и славное Самарское знамя.
По инициативе П.В. Алабина художник Петр Евстафьевич Симаков подготовил эскиз. А монахини Иверского женского монастыря по рисункам художника Н. Симакова вышили для болгарских ополченцев знамя с изображениями Иверской Божией Матери и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на лентах написано: «Болгарскому народу. Город Самара. 1876 год», «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Сестры обители неустанно молились за защитников веры Православной в далекой Болгарии. В победе славян есть частица молитвенного подвига матушек Самарского Иверского монастыря.
20 апреля 1877 года отслужили молебен в Спасо-Вознесенском соборе. Епископ Самарский и Ставропольский Герасим освятил знамя, вручил его и образ св. Алексия депутации. После молебна состоялись народные проводы Самарского знамени в город Москву. Сопровождали знамя уполномоченные от граждан Самары Кожевников Ефим Тимофеевич, городской голова и Алабин Петр Владимирович, гласный Самарской городской думы.
Знамя было торжественно привезено в Болгарию и 6 мая 1877 года произошло вручение знамени болгарским ополченцам в городе Плоешти. При вручении знамени П.В. Алабин сказал: «...Через всю русскую землю оно нами принесено к вам, как бы живое свидетельство того, что дается вам не одним уголком России, а всею русскою землей...»
Знамя «побывало в жарких боях за Балканский хребет, в драматическом сражении ополченцев с армией Сулеймана-паши за Стара Загору в июле 1877 г. Под Самарским Знаменем ходила в штыковые атаки Третья ополченская дружина. С этим знаменем воины
В 1880 г. Самарское Знамя украсилось высшим боевым орденом Болгарии «За храбрость» (Самарская летопись). Это единственное знамя, награжденное болгарским орденом «За храбрость», который позднее был помещен в богато украшенный наконечник флагштока, ныне хранится в Национальном музее военной истории Болгарии.
С 1878 −1879 годы Алабин Петр Владимирович являлся Софийским гражданским губернатором. За это время удалось наладить связь, транспорт, медицинское обслуживание населения, восстановить школы и храмы и т.д.
Болгары чтут память первого софийского гражданского губернатора и в его честь в Софии есть улица П.В. Алабина.
С Болгарией у Самары до сих пор особо теплые отношения. Самарское знамя хранится в национальном военно-историческом музее в городе Софии. «Самарское знамя считается у нас воинской святыней» — говорят болгары. С историей Самарского знамени знакомятся все болгарские школьник. В Самаре — улица Стара Загора.
В 2008 году делегация депутатов Народного собрания Болгарии передала Иверскому монастырю копию легендарного знамени. Приняли копию боевого стяга Губернатор Самарской области В.В. Артяков и настоятельница Иверского монастыря игуменья Иоанна (Капитанцева).
Модуль 4: Революционное лихолетье.
С годами развивалась и крепла культурная жизнь Самары . В Заволжье великим Львом Толстым было куплено имение, куда он почти каждый год приезжал с семьёй. В Самаре прошли детские и юношеские годы известного писателя Алексея Толстого. В нашем городе начинал свою литературную карьеру Максим Горький, работая в «Самарской газете». В годы гражданской войны в Самаре работал знаменитый чешский писатель Ярослав Гашек. В нашем городе жили такие известные художники, как Илья Репин, Василий Суриков, Иван Айвазовский.
В нашем городе началась деятельность Владимира Ильича Ленина, как на юридическом поприще, так и на революционном. Здесь появились его первые программные работы, и сложился марксистский кружок. Достаточно назвать фамилии Куйбышева, Елизарова, Кржижановского.
Не обошли Самару стороной революционные события. Октябрьская революция 1917 года свершилась в Самаре без единого выстрела. Но в июне 1918 года Советская власть в городе была свергнута соединёнными усилиями ивенгерской армии. На четыре месяца власть перешла к КОМУЧ (комитет членов учредительного собрания), ставившему своей целью восстановление в России демократии. В ноябре 1918 года Советская власть была восстановлена частями Красной Армии под командованием В. Чапаева и Г. Гая.
В 1935 году решением Советского правительства Самара была переименована в Куйбышев — в честь государственного, партийного деятеля Валерьяна Владимировича Куйбышева.
Разрушительная волна прошла по всем храмам Самарской области. Был снесен Воскресенский собор и на его месте построен нынешний театр оперы и балета. Из поисковой работы учащихся Сергиевского филиала ДЕОЦ: «В селах нашего Сергиевского района действующих храмов было около 40. Они были полностью разрушены». Такие слова можно сказать о храмах всех районов и городов нашей области.
Из поисковой работы учащихся Жигулевского филиала ДЕОЦ: «Советская власть обрушилась на церковь жестокими гонениями. Время управления архиепископа Александра (Трапицына) —
В 2010 году, накануне праздника Пасхи, в Самаре открыл свои двери для прихожан новый православный храм в честь собора Самарских святых. Облик храма и сама его идея во многом определены местом, вблизи которого он расположен. Ведь на территории нынешнего парка имени Гагарина в сталинскую эпоху были расстреляны и захоронены около двух с половиной тысяч человек, в большинстве своем несправедливо обвиненные. Звон колоколов храма всегда будет напоминать жителям Самары о той страшной трагедии, которую пережил наш народ в безбожные годы.
История Самарского края неразрывно связана с именами Православных святых. Для нас они не только образец, но и живые, действенные помощники наши. Мы должны сохранить в своей памяти имена и жития святых, осиявших своими молитвами самарскую землю (учащихся Жигулевского филиала ДЕОЦ).
Модуль 5: Великая Отечественная война.
Особенное политическое и стратегическое значение город приобрёл в 1941 году, когда в
Особое значение для укрепления духа советских воинов и для демонстрации силы имел парад 7 ноября 1941 года. Парад прошел в трех города Москве, Воронеже, Куйбышеве. «По своей значимости парад в Куйбышеве сопоставим с воинской операцией», — сказал участник легендарного парада 1941 года полковник запаса Николай Рассказов. На трибунах присутствовали правительство, военные атташе и послы, иностранные журналисты многих стран мира. Утро 7 ноября 1941 года выдалось морозным (минус 20 градусов), с пронизывающим ветром. По площади Куйбышева в течение 1,5 часов прошли 22 тысяч бойцов, за ними — танки, кавалерия, артиллерия, моторизованные части. А в небе в несколько ярусов пролетели штурмовики, истребители, бомбардировщики, затем еще в течение часа шли трудящиеся — 180 тысяч человек. После военного парада войска отправились на фронт. Яркая демонстрация силы и уверенности Советской армии в 1941 году поразила весь дипломатический корпус. О военной мощи Советского Союза узнали во всем мире. И именно это проявление боеспособности нашей армии заставило Японию свернуть свои планы по нападению на СССР.
7 ноября 2011 года на параде памяти, в честь легендарного Военного парада 1941 года, Губернатор Самарской области В.В. Артяков сказал, что Военный парад 1941 года и имена его участников «золотыми» буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны, в историю победы советского народа над фашизмом. На заседании топонимической комиссии единоглано принято решение переименовать сквер на площади Куйбышева в сквер «Памяти парада 7 ноября 1941 года» и установить памятную доску с краткой историей военного парада.
5 марта 1942 года в Доме культуры им. Куйбышева нашего города впервые прозвучала знаменитая «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра Большого театры СССР под управлением С.Самосуда.
Наш город внёс весомый вклад в победу над фашизмом. С первых же дней войны сюда эвакуируется ряд крупнейших заводов. Чуть ли не под открытым небом устанавливаются станки, начинается выпуск оружия, боеприпасов. За годы войны с аэродрома авиационного завода на фронт поднялись тысячи знаменитых штурмовиков ИЛ-2. В дни обороны Кавказа, поскольку была создана угроза бакинским месторождениям, на город легла ещё и забота по снабжению армии и народного хозяйства горючим. «Вторым Баку» называли тогда Куйбышев.
В последние годы в Самаре побывали известные русские писатели, в советское время вынужденные покинуть Родину: А. Солженицын, В. Аксенов, В. Войнович.
Модуль 6: Современный этап развития Самарского края.
Послевоенные годы характерны дальнейшим развитием города. Самара становится поистине крупнейшим промышленным и культурным центром России. Здесь создаётся мощный потенциал авиационной, машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности.
Самара превратилась и в крупнейший научный центр России. Государственные и негосударственные вузы готовят специалистов самого различного профиля. К самарской учебной системе высокий интерес проявляют иностранцы.
За это время в Самаре создано 4 профессиональных театра, среди них два академических, широко известных в России — театр драмы им. М. Горького и театр оперы и балета. Славят город в России и за ее пределами симфонический оркестр Самарской филармонии. Волжский народный хор. Самарские музеи хранят ценнейшие коллекции и уникальные произведения искусства.
Модуль 7: Знаменитые люди Самарской земли
Но, безусловно, главная ценность самарской земли — это живущие на ней люди. Всем своим духовным и материальным богатством Самара обязана им. Это основатель и первый воевода Самары Григорий Осифович Засекин. Самарский городской голова (1885—1891гг), председатель губернской земской управы (1891—1892гг), гласный городской думы (1892—1896гг) Пётр Владимирович Алабин, внесший значительный вклад в развитие городского хозяйства и культуры Самары . Алабин содействовал созданию публичного музея и городской библиотеки, народного образования. С его именем связана знаменательная страничка истории Самары . Во время русско-болгарско-турецкой войны
В памяти самарцев останется также имя самарского губернатора
Чтит Самара предводителя самарского дворянства (1884—1891г. г.) Григория Сергеевича Аксакова, который во время голода 1873 и 1880 г. г. лично оказывал помощь крестьянам; самарского городского голову (1910—1912г. г.), депутата 3 Государственной Думы Михаила Дмитриевича Челышева, его основным направлением деятельности была борьба за народную трезвость. Многим Самара обязана меценатам-купцам Шихобаловым, на средства которых были построены в городе: кафедральный собор, приюты и богадельни, народная больница (половина больных в ней лечилась бесплатно).
Безрукий иконописец — Григорий Журавлёв Теперь это кажется удивительным, но было время, когда имя этого потрясающего человека оказалось практически забыто за пределами его родного села. В 1963 году в краеведческий кружок школы села Утёвка Самарской области пришло письмо из далёкой, тогда ещё югославской Боснии, от историка живописи и реставратора Здравко Каймаковича. Проводя учёт памятников иконописного искусства, он обнаружил небольшой образ святых Кирилла и Мефодия с подписью на обратной стороне: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утёвка Самарской губернии безрукий и безногий года 1885, 2 июля». Родившись в 1858 году в крестьянской семье с врождённым увечьем — недоразвитыми руками и ногами, — Григорий Журавлёв, тем не менее, получил образование — сначала в школе, куда его относил и забирал дед, — а затем в Самаре, где обучался живописи, держа карандаш и кисти зубами, а также изучал черчение и анатомию. Вернувшись домой, стал писать иконы, принял участие в усовершенствовании проекта нового строящегося в селе храма — Святой Живоначальной Троицы, — а затем расписал его стены и купол. Эта работа была настоящим подвигом: целые дни приходилось проводить, лёжа в тесном пространстве на лесах или в специально сооружённой люльке, держа в зубах кисть, напряжённо вглядываясь в близкий рисунок... Григорий Журавлёв получал много заказов на иконы, в частности, им был написан образ, предназначенный самарским губернатором в подарок царской семье в честь их чудесного спасения при крушении поезда. Утёвский иконописец был приглашен императором Николаем II в Санкт-Петербург, где написал портрет царской фамилии. От царя ему была назначена пенсия, а губернатору было приказано выдать безрукому и безногому художнику иноходца с летним и зимним выездом. Григорий Журавлёв был человеком необыкновенной силы духа — всегда жизнерадостный, весёлый, его любили и уважали и земляки, и все, с кем ему приходилось встречаться. Умер он в 1916 году и похоронен в ограде расписанной им Троицкой церкви в Утёвке. Жители села и верующие Самарской епархии не раз поднимали вопрос о прославлении иконописца в лике святых, однако для этого пока не хватает доказательств — свидетельств о чудесах, совершённых Григорием Журавлёвым или произошедших от написанных им икон.
В Самаре с 1889 по 1893 год жил и работал один из организаторов РСДРП(б), основатель и руководитель Советского государства Владимир Ильич Ленин.
Горда Самара и своими современниками. В России и за её пределами известно имя профессора Георгия Львовича Ратнера, одного из ведущих мировых специалистов в области сосудистой хирургии, председателя Самарского областного общества хирургов. Георгий Львович работал, передавая свой опыт, в клиниках Парижа, Лиона, Марселя, Стокгольма, Амстердама, Чикаго, Сан-Франциско.
Создателем российской научно-педагогической школы травмотологии и ортопедов является наш земляк — ректор Самарского государственного медицинского университета Александр Фёдорович Краснов.
Большой вклад в развитие космоса, ракетостроения внёс и продолжает вносить генеральный директор- генеральный конструктор ЦСКБ «Прогресс» Дмитрий Ильич Козлов. При его участии именно на самарском заводе «Прогресс» была построена ракета, доставившая на орбиту земли первого в мире космонавта Юрия Гагарина.
Благодаря усилиям и знаниям искусствоведа-краеведа Аннеты Яковлевны Басс, самарский художественный музей считается одним из лучших в России.
Многое для развития театрального искусства в городе сделал народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР Пётр Львович Монастырский и народная артистка СССР Вера Александровна Ершова.
Современная Самара, опираясь на богатые исторические и культурные традиции, строится, растёт, хорошеет день ото дня, оставаясь жемчужиной на Волге, сердцем России.
Звание " Почетный гражданин города Самары" в прошлые годы ценилось очень высоко. Присваивали его за выдающийся вклад в развитие экономики и культуры, огромные заслуги перед государством и существенную благотворительную помощь. Решение ходатайствовать о присвоении этого звания перед императором России принималось на собраниях городского общества, заседаниях городской думы с подробным изложением заслуг представленного к званию и направлялось в правительство, министру внутренних дел. Затем, по его докладу, утверждалось императором.Со времени образования Самарской губернии в 1851 году по 1917 год звания " Почетный гражданин города Самары" были удостоены более десяти человек. Среди них известные государственные деятели России, самарские губернаторы.
Среди наших современников, имеющих звание «Почетный гражданини Смарской области»:
• Козлов Дмитрий Ильич — генеральный директор и генеральный конструктор Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс», дважды Герой Социалистического Труда;
• Ершова Вера Александровна — народный артист СССР, Самарский академический театр драмы им. М.Горького;
• Монастырский Петр Львович — народный артист СССР, главный режиссер Самарского академического театра драмы им. М.Горького;
• Юлин Борис Егорович — председатель сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) имени Калягина Кинельского района Самарской области;
• Поляков Виктор Николаевич — директор аналитического центра открытого акционерного общества «АвтоВАЗ», первый директор Волжского автомобильного завода;
• Басс Аннэта Яковлевна — директор государственного учреждения культуры «Самарский областной художественный музей»;
• Оводенко Максим Борисович — генеральный директор открытого акционерного общества «Самарская металлургическая компания»;
• Родионов Алексей Иванович — заместитель Губернатора, директор департамента по топливно-энергетическому комплексу, химической и нефтехимической промышленности, транспорту и связи Администрации Самарской области;
• Гройсман Виталий Александрович — главный врач муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 города Тольятти»;
• Каданников Владимир Васильевич — председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ»;
• Кукушкин Николай Тимофеевич — член правления закрытого акционерного общества «Северный Ключ» Похвистневского района;
• В апреле 2011 года за труды на ниве православного образования и духовно-нравственного просвещения и в связ со
По сравнению с возрастом города Самары Самарскую и Сызранскую епархию можно считать молодой — в этом году она отметила 160 лет своего образования.
Святыни
Чудотворная икона и источник Божией Матери «Избавительница от бед» в селе Ташла.
В октябре 1917 года, накануне суровых испытаний, постигших страну, молодой жительнице села Ташла (ныне Ставропольского района) явилась во сне Божия Матерь и велела выкопать из земли в овраге недалеко от села Ее чудотворную икону. Девушка пошла туда вместе с двумя подругами, и они действительно нашли в указанном месте образ Божией Матери. В этот же день произошло первое чудо от иконы — болевшая много лет жительница села приложилась к образу и выздоровела. А из ямы, откуда была взята икона, забил родник, вода которого также обладала благодатными свойствами исцеления тела и души. В годы советской власти с почитанием источника пытались бороться — рядом построили скотный двор и святое место засыпали навозом. Саму икону прятали по домам верующие. Сейчас она находится в Свято-Троицком храме села Ташла, а над источником выстроена часовня, рядом — купель, в которой совершают омовение многочисленные паломники, приезжающие поклониться чудотворному образу, известному далеко за пределами Самарской области. Одна из благочестивых традиций, сложившихся в епархии за последнее десятилетие, — трёхдневный пеший крестный ход из Самары в Ташлу, который проходит в первые дни Петрова поста, — через села Большая Царевщина, Курумоч, Старая Бинарадка и Новое Еремкино. В нём ежегодно участвуют более тысячи самарцев, жителей губернии и паломников из других уголков России и стран бывшего Союза.
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский.
Возглавляя самарскую епархию в
Священномученик Константин Сухов
Служил в храме Рождества Христова села Царевщина, а затем в Спасо-Вознесенском соборе Бугуруслана, входившего тогда в Самарскую губернию. Будучи талантливым проповедником, мудрым и чутким пастырем, которого любили прихожане, отец Константин также вёл активную просветительскую и общественную деятельность — состоял заведующим и законоучителем в церковно-приходских школах, был членом правления Бугурусланского духовного училища, а с 1910 года — депутатом от духовенства в городской Думе. Он много сделал для того, чтобы дети из бедных семей могли получить образование, в том числе и помогал им материально. Осенью 1918 года отец Константин открыто поминал за Божественной Литургией недавно расстрелянных членов царской семьи и православное воинство, и был схвачен красноармейцами прямо на службе. Верующие шли за карателями, выводившими отца Константина из храма, и умоляли пощадить батюшку. Христова мученика расстреляли в роще на берегу реки Кинель, тело было брошено на месте расправы, и его тайно похоронили верующие. 17 июля 2001 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя священномученика Константина Сухова в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века. А несколько лет назад в селе Подгоры был освящён деревянный храм во имя святого, воздвигнутый усилиями его правнука — председателя общественного движения «Самара Православная» Дмитрия Сивиркина и членов его семьи.
Собор Самарских Святых
В него входят канонизированные Русской Православной Церковью в разные годы святые, чья земная жизнь тем или иным образом была связана с самарской землёй — в том числе небесный покровитель Самары святитель Алексий и преподобный старец Варсонофий Оптинский, который родился и провёл детские годы в Самаре. Большинство из этих святых — новомученики, которые служили на самарской земле (священномученики Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский, Алексий (Орлов), архиепископ Омский, Августин (Беляев), архиепископ Калужский и Боровский) или приняли на ней исповедническую смерть за Христа (священномученики Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, Константин Сухов, Нифонт (Выблов), мученик Александр Медем). А также местночтимые святые — праведные старцы Александр Чагринский (Юнгеров) и Пётр Чагринский (Колпаков). В настоящее время мощи Александра Чагринского находятся в Иверском женском монастыре.
Пастыри
Митрополит Мануил
Митрополит Мануил (Лемешевский), правивший епархией с
Митрополит Иоанн
Духовным чадом владыки Мануила, погребённого после своей смерти в 1968 году в Покровском кафедральном соборе Самары, был другой замечательный пастырь — владыка Иоанн (Снычев), сменивший владыку на Куйбышевской кафедре в 1965 году после ухода того на покой. Как и владыка Мануил, он был талантливым духовным архипастырем и исповедником, стяжавшим любовь многих верующих, аскетичным монахом, ведшим очень скромный образ жизни. И, как владыка Мануил, был известен как мыслитель, богослов и историк, автор ряда научных и богословских трудов. Он помогал своему духовному отцу в составлении многотомного «Списка русских епископов за 60 лет,
С марта 1993 года по настоящее время Самарско-Сызранскую епархию возглавляет Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Самарский и Сызранский. При его правлении епархия достигла небывалого в послереволюционное и постсоветское время расцвета и просвещения. Трудами и молитвами Владыки в настоящее время в епархии 298 действующих прихода и 8 монастырей при 378 священнослужителях.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Самарскую землю в октябре 1999 года оценил развитие церковной жизни на Самарской земле следующими словами: «Под святительским омофором архиепископа Самарского и Сызранского Сергия ваша епархия вошла в грядущее тысячелетие сильная своей Православной верой и традициями и просвещённая неустанными трудами своего архипастыря и клира».
Отрадно отметить, что современный этап развития Самарской Губернии и Самарской и Сызранской епархии сопровождается соработничеством всех структур государственной, административной власти и епархиального духовенства.
Большая роль в этом процессе принадлежит архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию (Полеткину), первому губернатору Самарской области Константину Алексеевичу Титову, который стоял у истоков духовного возрождения области; нынешнему губернатору Владимиру Владимировичу Артякову; Генеральному инспектору по Приволжскому федеральному округу Сергею Александровичу Сычеву, председателю Самарской Губернской Думы Виктору Федоровичу Сазонову. Главам городов и районов Самарской области.
На сегодняшний день в Самарской епархии сложилась многоуровневая модель духовно-нравственного и теологического образования в системе «общее — начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование».
На базе Семинарии совместно с Самарским областным институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования работают курсы по подготовке учителей общеобразовательных школ к преподаванию предмета «Основы православной культуры», которые окончили 950 учителей. Все более очевидным становится, что основы православной культуры в школе — это законно и, как свидетельствуют социологические опросы, приемлемо для общества.
Созданная в 2006 году по инициативе архиепископа Самарского и Сызранского Сергия и ректоров Самарских вузов, межвузовская кафедра теологии и истории религий имела в первоначальном составе 8 вузов-учредителей, то в 2010 году — уже 15 вузов-учредителей. Введена новая форма работы — проведение открытых лекций, которые вызывают живой интерес среди студенческой аудитории, так как позволяют напрямую пообщаться с руководством Епархии, задать волнующие вопросы и получить исчерпывающие ответы.
Традиционными стали ежегодно проводимые международные. межрегиональные и районные научно-практические конференции по вопросам духовно-нравственного образования и воспитания; областные Кирилло-Мефодьевские чтения, в которых принимают участие студенты вузов, школьники, преподаватели и учителя; Рождественские и Пасхальные концерты; выставки-ярмарки; культурно-образовательные акции: «Волга Православная». Создана структура Детских Епархиальных образовательных центров, воскресных школ.
Самарская Епархия возглавляет направление: «Семья в ХХI веке» в рамках Международных Рождественских чтений в г. Москве.
Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, «совершенного Божиего человека, ко всякому доброму делу приготовленного» (2Тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан.
Методическое пособие разработано:
Е.П. Бельчиковой, В.А. Бархоткин, А.А. Мокшанов, М.Ю. Негреева