29

Марта

1859 — В Ставрополе открыто женское приходское училище.

1888 — Начал действовать первый в Самаре спичечный заво...

1899 — Государственный Совет принял решение об открыти...

1909 — В Самаре вышел первый номер еженедельного литера...

Ещё события 29 Марта

Легенда о «каменной Зое»
 

Дом 84 на ул. Чкаловской

В январе 1956 года в Куйбышеве, на улице Чкаловской, 84, произошли события, впоследствии породившие множество слухов и сплетен. Эти события породили одну из самых известных легенд Самары второй половины ХХ века. Для кого-то эта история про окаменевшую девушку стала чудом, для кого-то - страшилкой, для кого-то - поводом для скепсиса, для кого-то - прекрасной фабулой для киносценария. В 2009 году на основе этой легенды Александром Прошкиным был снят художественный фильм «Чудо».

Автор: Валерий Ерофеев

Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки. За свое богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы слово.

 

Что об этом говорят

Вот наиболее расхожая версия, многократно растиражированная отдельными средствами массовой информации. Говорят, в один из тех январских дней в доме № 84 по улице Чкаловской в Куйбышеве молодежь собралась на вечеринку. Выпивали, пели и танцевали парами. Но к одной девушке, которую якобы звали Зоя Карнаухова, в тот вечер по неизвестной причине не пришел ее парень Николай. Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки.

За свое богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы слово. По городу пронеслась весть о чуде, и на Чкаловской собрались тысячи людей – взглянуть на окаменевшую девушку.

Их пыталась разогнать конная милиция, но из-за многочисленности толпы сделать этого не смогла. Только через 128 дней (время стояния в рассказах варьирует) живую статую якобы вырубили из пола и куда-то увезли – вроде как в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. Однако до конца своей жизни она оказалась запертой в этом учреждении, а вся связанная с ней история по решению властей была строго засекречена. Такова легенда, ныне имеющая широкое хождение в СМИ и в интернете.

Какие имеются факты

Материалы, собранные в результате проведенного автором этих строк многолетнего журналистского расследования, показывают, что на самом деле никакого "чуда каменной Зои" в январе 1956 г. в Куйбышеве попросту не было. Но что же здесь случилось? Какие реальные факты есть в этой истории?

Первый факт. Никем и никогда не оспаривалось, что между 14 и 24 января 1956 г. в Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось не виданное до того скопление людей (по оценкам, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек). Все они были привлечены сюда устными сообщениями (слухами) о том, что в указанном доме стоит некая окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. При этом имя Зоя тогда никем не называлось. Применительно к данной истории оно появилось несколькими десятилетиями позже, где-то в начале 1980-х гг. Фамилия же Карнухова у главной героини возникла и вовсе лишь в 1990-х гг. Каких-либо следов настоящей девушки с таким именем и фамилией никому из исследователей найти пока не удалось ни в реальности, ни в домовых книгах, ни в каких-либо других документах, относящихся к указанному времени.

Только через 128 дней (время стояния в рассказах варьирует) живую статую якобы вырубили из пола и куда-то увезли – вроде как в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. До конца своей жизни она оказалась запертой в этом учреждении, а вся история по решению властей была строго засекречена.

 

Второй факт. В Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (бывший архив обкома КПСС) хранится стенограмма ХIII Куйбышевской областной партийной конференции, прошедшей 20 января 1956 г. Здесь можно прочитать высказывание о «чуде» тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Михаила Ефремова:

В Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось не виданное до того скопление людей. Они были привлечены сюда слухами о том, что в указанном доме стоит окаменевшая девушка, совершившая богохульство, танцуя с иконой в руках.

 

"Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое явление, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось патрульных – выставили еще и конную милицию. А народ – раз так, все туда… Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор газеты обкома КПСС "Волжская коммуна" – В.Е.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона". Такая статья под заголовком "Дикий случай" действительно была опубликована в "Волжской коммуне" 24 января 1956 г.

Что показывают свидетели

Автору этих строк удалось найти жильцов дома № 84 и соседних с ним домов на улице Чкаловской, которые находились в то время на месте указанных событий. Все они в один голос утверждают, что никакого "чуда каменной Зои" здесь не было. Была лишь громадная толпа, которая стояла у дома примерно 7-10 дней, а потом внезапно растаяла так же быстро, как и возникла.

Вот что рассказывает самарец Владимир Чегуров, который 55 лет назад был не только очевидцем, но и участником этих событий (его рассказ записан автором в 2001 г.):

– В январе 1956 года я жил в квартире № 7 дома № 84 на улице Чкаловской (ныне она уже не существует). Мне тогда было 27 лет. А в квартире № 5 жила Клавдия Болонкина, продавщица пива. Это только так называлась – квартира, а на самом деле так в нашем дворе называли отдельно стоящие домики, которые все относились к номеру 84 по улице Чкаловской. И теперь ее бывший дом все называют "домом каменной Зои".

 

В Самарском храме есть икона, написанная по мотивам Зоиного стояния. Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним.

У Болонкиной был сын Вадим, карманник, который не раз сидел по тюрьмам. По поводу его очередного освобождения и состоялась та самая вечеринка, о которой теперь все говорят. Однако никакой Зои и тем более "каменной девки" там не было. Все это только сплетни.

Те памятные события начались 17 января 1956 года (по другим данным, 14 января – В.Е.). Вечером я пришел с работы и увидел у ворот Болонкину и еще одну соседку, которые разговаривали с какими-то двумя старухами. Раньше я их никогда не видел. Болонкина мне сказала: "Вот эти старухи пришли ко мне и хотят посмотреть какую-то каменную девушку. А я им говорю, что у меня ничего такого нет". Затем старухи сунулись с тем же вопросом к другим жильцам, но тоже ничего не нашли. С тем и ретировались.

А на другой день, 18 января, у нашего двора вдруг стали собираться люди, которые ходили и приставали к жильцам: "Где же окаменевшая девушка?". Когда об этом стали спрашивать и меня, я им сказал: "Видел в своей жизни немало дураков, но чтобы их сразу столько собралось в одном месте, я и подумать не мог".

Однако любопытные все прибывали и при этом заходили в квартиры. Некоторых жильцы поймали, когда они шарили по карманам висящей в прихожей одежды. Тогда мы перестали открывать любопытным двери. В результате люди стали лезть в окна, а некоторые окна и вовсе разбили. Тогда мы решили, что любопытных не нужно пускать даже во двор.

19 января у дома собралось уже несколько тысяч человек, и все они рвались в наш двор. Все хотели увидеть окаменевшую. Вечером напор толпы стал таким, что упали ворота, закрывающие вход во двор. Тогда мы с Борисом, который жил в квартире № 2, решили закрыть вход. Нашли две длинные доски-шестидесятки, взяли огромные гвозди, подняли сваленные ворота и заколотили их крест-накрест, прибив доски к углам домов. Но люди всего равно проникали во двор с другой стороны. Тогда Болонкина стала требовать от всех любопытных по 10 рублей с человека за осмотр ее квартиры. А тогда это были хорошие деньги. Пообедать, например, можно было за 1-2 рубля, пиво же стоило 28 копеек за кружку.

19 января у дома собралось уже несколько тысяч человек, и все они рвались в наш двор. Вечером напор толпы стал таким, что упали ворота, закрывающие вход во двор. Мы нашли две длинные доски-шестидесятки, взяли огромные гвозди, подняли сваленные ворота и заколотили их крест-накрест, прибив доски к углам домов. Но люди всего равно проникали во двор с другой стороны.

 

Доходило до того, что на заводах и в других организациях собирались целые комиссии, в которые входили и члены партии, и профсоюзные деятели, и передовики производства, порой до 20 человек. Все они просили позволить им осмотреть не только дом Болонкиной, но и другие квартиры во дворе. Приходили и ко мне и при этом говорили, что, мол, официальная делегация. Я видел, что это люди вроде бы приличные, и пускал их в дом посмотреть. Но ни у Болонкиной, ни у меня, ни у других жильцов они так ничего и не нашли.

Столпотворение около нашего дома закончилось как-то само собой. Через неделю толпа вдруг исчезла. Восстановилось и движение транспорта по улицам Чкаловской и Арцыбушевской. Вокруг дома остались только гладко утоптанный снег, побитые стекла, сломанные ворота да ободранные стены. При этом у многих жильцов украли разные вещи на сувениры, в основном мелкие, но у кого-то пропали и предметы одежды и обуви – шапки, варежки, ботинки и даже пальто. В этом доме я жил до 1966 г., а потом мы переехали на другую квартиру.

Печально, что интерес к событиям 55-летней давности и раньше, и сейчас проявлял и проявляет кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

 

Правда и домыслы

В последние годы вокруг этого "чуда" появилось множество "вторичных" свидетелей, то есть таких людей, которые сами при тех событиях не присутствовали, но слышали о них много такого, чего на самом деле никогда не происходило и до сих пор ничем не подтверждается. Именно их фантазии сейчас, в основном, и печатает "желтая пресса", хотя ничего общего с реальными событиями эти домыслы не имеют.

 

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место.

Почему у дома № 84 на улице Чкаловской появилась описанная выше толпа, никто точно не мог сказать тогда, как не может и сейчас. Есть версия, высказанная специалистами, что здесь произошел редкий, но не раз описанный в литературе социально-психологический феномен под названием "массовый психоз". Так называется явление, когда брошенная в толпу случайная фраза или даже одно слово при определенной ситуации и настрое людей может спровоцировать массовые волнения, беспорядки и даже галлюцинации.

К безусловным вымыслам в этой истории можно отнести, например, постоянно встречающиеся в СМИ рассказы о врачах "скорой помощи", которые якобы пытались оживить Зою на месте или сделать ей уколы, а также о милиционерах, будто бы побывавших в легендарной комнате и оттого вмиг поседевших. В том же ряду стоят и легенды о некоем святом старце, который в те дни вроде бы приезжал в Куйбышев из дальней обители и каким-то образом общался с "окаменевшей отроковицей". На самом деле никто так и не нашел никаких реальных доказательств существования всех перечисленных выше людей. Все рассказы о них – это только сплетни.

Очень печально, что интерес к событиям 55-летней давности и раньше, и сейчас проявлял и проявляет кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: