20

Апреля

1765 — В Самаре произошел катастрофический пожар, уничт...

1879 — Гласные Самарской городской думы П.С. Субботин и ...

1913 — Самару для гласного надзора полиции прибыла Инес...

1914 — В Самаре на углу улиц Саратовской и Заводской сос...

Ещё события 20 Апреля

«Горючка» для Сталинграда
 

Две тысячи танков, прорвавших фашистскую оборону, были заправлены дизельным

Автор: Валерий Ерофеев

В 30-х годах прошлого века в центре нашей страны началось освоение огромного нефтяного региона, вскоре получившего название «Второе Баку». Первая промышленная нефть нынешней Самарской области была получена в 1936 году в Сызранском районе, на буровой № 8. В последующие месяцы по соседству с нею были введены в эксплуатацию еще несколько скважин большой для того времени мощности. А 70 лет назад заработал Сызранский нефтеперерабатывающий завод.

Завод № 1001

В те годы вся добытая в Сызранском районе нефть подавалась по трубопроводам на станцию Батраки, откуда железнодорожным и водным транспортом затем отправлялась на крекинг-процесс, в основном на предприятия Северного Кавказа и Закавказья. Но объемы добычи «черного золота» на берегах Волги росли в буквальном смысле этого слова не по дням, а по часам. Только накануне нового, 1940 года сызранские буровики сдали в эксплуатацию 25 новых скважин. Стало очевидно, что перевозка сырья для переработки из нашего края за тысячи километров — дело крайне нерентабельное. В связи с этим правительство страны приняло решение о строительстве завода по перегонке нефти непосредственно в городе Сызрани.

Первая пробная продукция завода № 1001 (несколько цистерн с танковым дизельным топливом и авиационным бензином) 22 июля 1942 года была отгружена на Сталинградский фронт водным путем.

 

В том же 1940 году Наркомнефтью СССР был утвержден технический проект такого предприятия. Согласно рекомендациям, технологические циклы Сызранского нефтеперерабатывающего завода разрабатывались специально для глубокой переработки сырья с высоким содержанием серы, что весьма характерно для поволжских нефтей.

Новое предприятие получило ведомственный почтовый шифр «завод № 1001». Согласно существовавшей в те годы практике, к нефтеразработкам и строительству Сызранского НПЗ сразу же подключилась система всемогущего ГУЛАГа НКВД СССР. При заводе № 1001 был организован отдельный лагерный пункт № 7 (ОЛП-7), вскоре вошедший в структуру Управления особого строительства (УОС) НКВД СССР. Сдачу нового объекта в промышленную эксплуатацию тогда наметили на 1943 год.

К возведению нулевого цикла предприятия приступили за восемь месяцев до начала Великой Отечественной войны. Директором строящегося завода был назначен молодой, но перспективный инженер Константин Леонов. К июню 1941 года на площадке заложили фундаменты под головную установку, здесь шел монтаж подъездных путей, несколько административных зданий строители уже вывели под крышу. А заключенные в основном были заняты на перекладке нефтепровода, который ранее начинался с месторождений на левом берегу речки Крымзы и уходил к станции Батраки. Теперь новые трубы от скважин устремились непосредственно к возводимому предприятию.

Кладбище зеков возле ТЭЦ

Но началась война, и на стройплощадку завода № 1001 стало поступать оборудование с заводов, эвакуированных из западной части страны — в частности, с Херсонского и Одесского НПЗ. Одновременно в Сызрань с этих же предприятий приехало немало грамотных специалистов по нефтепереработке. Однако рабочих рук на стройке все равно остро не хватало — в стране полным ходом шла мобилизация населения в ряды Красной Армии. Только в первые два месяца войны со строительства Сызранского НПЗ на фронт было отправлено около 1800 человек.

Несмотря на невероятно жесткие даже для военного времени темпы строительства заводчанам удалось опередить правительственный график более чем на две недели. Уже 16 октября 1942 года рапортовали о запуске непрерывного цикла производства танкового и авиационного горючего на Сызранском НПЗ.

 

В такой напряженной обстановке пришлось существенно увеличить численность контингента ОЛП-7. В заводском лагерном пункте в это время работало до 3 тысяч заключенных, и лишь в конце 1942 года их количество сократили до 1200 человек. По сохранившимся архивным данным, в зиму 1941-1942 годов на этой стройке была наибольшая смертность из всех лагерей, входящих в структуру УОС. Сегодня удалось установить, что сотни безымянных зеков захоронили в общей могиле на территории между СНПЗ и нынешней ТЭЦ, причем это кладбище по сей день никак не обозначено.

Для сражающегося Сталинграда

Весной 1942 года вышло решение ГКО СССР, которое предписывало увеличить темпы строительства Сызранского НПЗ, что объяснялось резким ухудшением положения на фронтах на юге страны. Когда над Северным Кавказом нависла угроза фашистской оккупации, началась срочная эвакуация оборудования с нефтеперерабатывающего завода, расположенного в Туапсе. До войны здесь действовала установка по первичной переработке нефти — 12-кубовая батарея. Но для удобства транспортировки этот громадный агрегат пришлось разделить на две части, по шесть кубометров каждая. Одну из них затем успешно вывезли в Сызрань, а другая оказалась в Бугуруслане, где также планировали построить нефтеперерабатывающий завод. Однако этому проекту так и не суждено было сбыться.

В начале лета 1942 года на заводе № 1001 полным ходом шел монтаж той самой туапсинской 6-кубовой батареи, которая уже через несколько месяцев стала основой для первой очереди производственного цикла всего предприятия. Что же касается оборудования, застрявшего в Бугуруслане, то его после долгих мытарств все же частично удалось отправить в Сызрань. В частности, сюда вовремя доставили очень нужные и крайне дефицитные для того времени жаровые трубы для нефтеперегонных кубов. Дело в том, что из-за высокого содержания серы в сызранской нефти эти трубы часто прогорали, и эксплуатационникам приходилось заменять дефектные участки буквально «на ходу». Так что «подарок» из Бугуруслана пришелся как нельзя кстати.

Вторая установка по перегонке нефти на этом предприятии заработала в 1943 году.

 

Первое топливо — танкам

Первая пробная продукция завода № 1001 (несколько цистерн с танковым дизельным топливом и авиационным бензином) 22 июля 1942 года была отгружена на Сталинградский фронт водным путем, поскольку строительство железнодорожной линии вдоль правого берега Волги (знаменитая Волжская рокада) к тому моменту еще не было завершено. Согласно решению ГКО СССР, сквозное движение по этой стальной магистрали на всем ее протяжении (от станции Свияжск напротив Казани до станции Иловля, что в 80 километрах от Сталинграда) предписывалось открыть не позднее 1 ноября 1942 года. К этой же дате привязали и окончательную сдачу в эксплуатацию первой очереди Сызранского нефтеперерабатывающего завода.

Несмотря на невероятно жесткие даже для военного времени темпы строительства этого важнейшего предприятия, заводчанам удалось почти невозможное. Опередив правительственный график более чем на две недели, они уже 16 октября 1942 года рапортовали о запуске непрерывного цикла производства танкового и авиационного горючего на Сызранском НПЗ.

В тот день в Сталинград по Волге отправили две баржи, под завязку загруженные соляркой. Через несколько дней в том же направлении, но уже по линии Волжской рокады пошли также и железнодорожные эшелоны с продукцией предприятия. К началу следующего месяца дизельным топливом, произведенным в Сызрани, ежесуточно смогли заправляться 2000 советских танков — тех самых, которые ранним утром 19 ноября 1942 года, прорвав немецко-фашистскую оборону сразу во многих местах, начали свое историческое наступление к северу от Сталинграда.

Вторая установка по перегонке нефти на этом предприятии заработала в 1943 году. Тогда по сравнению с довоенным уровнем добыча нефти в Сызранском районе выросла в 4 раза, а выпуск готовых нефтепродуктов завод № 1001 благодаря новой установке за год увеличился в 3,5 раза. За сверхплановую выработку бензина для нужд фронта завод в 1943 году первый раз был награжден Красным знаменем ГКО, а областное переходящее Красное знамя впоследствии было оставлено на вечное хранение предприятию.

Отравились газом

В 1944 году сызранские нефтяники проделали уникальную по тем временам операцию: перевезли 100-тонную емкость размером 3500 кубометров с призаводского нефтепромысла на Губинскую площадку, то есть на расстояние в 30 километров. Благодаря этому техническому прорыву «черное золото» на новом месте стали качать с рекордной для того времени глубины — 1500 метров.

Однако это было время не только трудовых подвигов, но и тяжелых трагедий. Зимой 1944 года на заводе № 1001 во время проведения текущего ремонта произошел несчастный случай с человеческими жертвами. В тот вечер бригада ремонтников из 15 человек ужинала в насосной, а рядом с ними в это же время проводилась опрессовка бензиновых конденсаторов сжатым воздухом. Под его воздействием из системы неожиданно пошел токсичный газ с высоким содержанием сероводорода, который в считанные минуты заполнил насосную, и все ремонтники потеряли сознание.

В постперестроечные годы Сызранский нефтеперерабатывающий завод был включен в перечень предприятий Самарской области, подлежащих первоочередной приватизации.

 

Многих из них удалось спасти только потому, что им на помощь пришли другие рабочие, находившиеся в тот момент на улице. Они выбили все двери и окна в помещении и вытащили пострадавших на свежий воздух. Тем не менее, из числа надышавшихся газом умерло шесть человек. Началось расследование, по итогам которого нескольких руководящих работников завода, в том числе начальника установки Чернова, отдали под суд, по приговору которого все они получили различные сроки исправительно-трудовых работ.

Сажа на экспорт

Сразу же после окончания войны началось планомерное расширение предприятия, которое теперь официально стали называть Сызранским нефтеперерабатывающим заводом (СНПЗ).

Начиная с 1954 года объемы добычи нефти в Сызранском районе стали заметно падать, но в то же время одна за другой открывались новые мощные месторождения «черного золота» в Куйбышевском Заволжье. В том же году трест «Сызраньнефть» был преобразован в нефтепромысел и включен в состав управления «Ставропольнефть» (впоследствии — НГДУ «Жигулевскнефть»). Одновременно началось строительство нефтепровода «Покровка-Сызрань», предназначенного для перекачки нефти с группы Чапаевских месторождений на Сызранский НПЗ, которое завершилось в 1955 году.

В 1963 году на СНПЗ был введен в строй цех по производству сажи, который через год по решению правительства выделили в самостоятельное предприятие, и в дальнейшем он стал именоваться Сызранским заводом технического углерода. Впоследствии на СНПЗ заработал новый специализированный цех по производству сырья для этого предприятия, и тогда его продукция улучшенного качества пошла на экспорт в 26 стран Европы, Азии и Африки.

В постперестроечные годы Сызранский нефтеперерабатывающий завод был включен в перечень предприятий Самарской области, подлежащих первоочередной приватизации. В 1993 году он стал открытым акционерным обществом, а в 1995 году ОАО «Сызранский НПЗ» вошло в состав нефтяной компании «ЮКОС» на правах структурного подразделения. В мае 2007 года Сызранский НПЗ был приобретен НК «Роснефть», которая приняла на себя все работы по его модернизации. Масштабная реконструкция, которая ведется здесь уже не первый год, призвана превратить завод в предприятие европейского уровня.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: