20

Апреля

1765 — В Самаре произошел катастрофический пожар, уничт...

1879 — Гласные Самарской городской думы П.С. Субботин и ...

1913 — Самару для гласного надзора полиции прибыла Инес...

1914 — В Самаре на углу улиц Саратовской и Заводской сос...

Ещё события 20 Апреля

Дача Головкина
 

В начале ХХ века на берегу Волги самарский купец, меценат и художник Константин Головкин построил одно из самых удивительных и загадочных зданий в Самаре – дом со слонами. С тех пор эти стены окутаны тайнами.

Рассказывают, например, что в ноге одного из этих гигантов незадолго до октябрьского переворота 1917-го года или сразу после него самарский купец Константин Головкин замуровал чертежи своей дачи и документы семейного архива. Есть и другая версия – о том, что где-то здесь похоронена его дочь.

Говорили, что статуя «панночки» воздвигнута в память покончившей с собой возлюбленной Головкина.

 

Не меньшим количеством слухов и домыслов окружена и другая героиня архитектурно-скульптурного ансамбля дачи Головкина – «панночка», как ее прозвали самарцы. Одни говорили, что статуя воздвигнута в память покончившей с собой возлюбленной Головкина. Другие утверждали, что это было не самоубийство, а жестокая расправа, которую учинил некий граф над бывшей возлюбленной.

Что же из всего этого правда? Правда то, что отец Головкина, известный самарский предприниматель, хотел, чтобы его сын пошел по коммерческой стезе. Но сам Константин Павлович жаждал заниматься живописью и архитектурой. По достижении совершеннолетия он вырвался из магазина отца и уехал в Европу учиться живописи. Познакомившись с модным европейским мистицизмом, Константин Головкин вернулся в Самару и открыл на улице Панской свой собственный магазин писчебумажных изделий, превратившийся в художественный салон. Константин писал пейзажи Волги и Жигулей. Вез их в Германию, где их распечатывали в виде цветных почтовых открыток. Все это давало прибыль, и предприятие Головкина процветало.

Самарский купец и художник Константин Головкин своими руками посадил вокруг дома фруктовые деревья, елочки, березки. Он же нарисовал эскизы слонов, которые были когда-то частью украшавшего двор фонтанного ансамбля и стояли в воде.

 

Правда, что самарский купец и художник Константин Головкин своими руками посадил вокруг дома фруктовые деревья, елочки, березки. Он же нарисовал эскизы слонов, которые были когда-то частью украшавшего двор фонтанного ансамбля и стояли в воде. Дом удивляет отсутствием больших окон, в нем всегда было темно – так что даже днем надо было зажигать свечи. Внутреннее убранство дома тоже было сочинено Головкиным – и панно с изображением летящих женских фигур в прозрачных одеждах, и портьеры с виноградными лозами, и выкрашенные в разные цвета комнаты, которых было пять. Одним словом, шик модерн. А под самой крышей находился кабинет хозяина с небольшим телескопом для наблюдения за звездами. Увы, всей этой роскоши не удалось пережить советского периода.

После революции дача со слонами была национализирована, и в ней разместились детдом, госпиталь для раненых красноармейцев. Позже, в годы войны, здесь жили аппаратчики ЦК, эвакуированные из Москвы. Еще позже – отплясывали молодые люди, приходившие в клуб Водоканала. Но все это не приживалось, так как радость и веселье никогда не были совместимы с этим угрюмым домом.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: