26

Апреля

1851 — Открыта Самарская губернская палата государстве...

1869 — Родился датский писатель Мартин Андерсен Нексе (1...

1934 — Родился Семен Васильевич Клейменов, ветеран Авто...

Ещё события 26 Апреля

Заволжская жизнь Льва Толстого

150 лет назад великий писатель впервые приехал в Самарскую губернию - лечиться кумысом

Автор: Валерий Ерофеев

Лишь подъехавши к Сызрани, я ощупал свою рану..." — записал в своем дневнике молодой тульский помещик Лев Толстой, когда в мае 1851 года по дороге на Кавказ проезжал через Среднее Поволжье. В этих строчках начинающий литератор говорил не о физической ране, но о душе: в дальнее путешествие он отправился из-за внутреннего конфликта и взаимного недопонимания с дворянской средой. Впрочем, это было лишь первое знакомство графа с самарским краем. Через десять лет после этой короткой записи у него, к тому времени уже ставшего автором «Севастопольских рассказов», повестей «Детство», «Отрочество» и «Юность», романа «Семейное счастье», начались проблемы со здоровьем. Врачи порекомендовали Толстому попробовать новый и очень модный для того времени метод терапии — кумысолечение. «На кумыс вам лучше всего поехать в Самару», — сказали московские профессора.

Чиновники спугнули графа

Действительно, в середине XIX века наш край оказался пионером в деле медицинского использования этого продукта, который коренные жители заволжских степей использовали в пищу с древнейших времен. Но только в 1854 году, после того как удивительные свойства кумыса при лечении туберкулеза легких были подтверждены научно, в селе Богдановка Самарской губернии появилась первая в мире кумысолечебница.

Для лечения чахоточных эти дары природы использовал и самарский земский врач, доктор медицинских наук Нестор Постников: в мае 1858 года он открыл на окраине города, в Винном овраге (ныне Постников овраг), целый кумысолечебный санаторий. Слава этого заведения быстро разнеслась по всей Российской империи. Лечиться кумысом к самарскому доктору в то время приезжали богатые и знатные люди из Европы и даже из Америки.

Первоначально лев Толстой хотел поехать к Постникову. Но светское общество граф терпеть не мог, поэтому на кумысотерапию поехал за 130 верст от Самары - в башкирский хутор Каралык.

 

Лев Толстой тоже хотел попасть на лечение именно к Постникову, но узнал, что в это же лето в санаторий приедет целая когорта высокопоставленных чиновников. Светское общество граф терпеть не мог, поэтому на кумысотерапию поехал за 130 верст от Самары — в башкирский хутор Каралык.

Сейчас на этом месте — между селами Гавриловка и Патровка Алексеевского района Самарской области — никакого населенного пункта давно уже нет. Лишь стоит посреди холмистой степи полузаброшенная стелла с надписью, что когда-то здесь неоднократно бывал великий русский писатель граф Лев Николаевич Толстой.

Но в середине XIX века в диких степях, простирающихся вдоль речки Каралык, ходили многотысячные стада разного скота. Больше всего у местных каралыкских башкир было лошадей: кроме мяса, от них получали и кобылье молоко. При брожении оно превращалось в кумыс, который каждый кочевник пил с раннего детства.

Юрту в аренду

12 мая 1862 года Лев Толстой, взяв с собой слугу и двух крестьянских мальчиков-школьников, выехал из своего имения Ясная Поляна. Через Москву путешественники добрались до Твери, где пересели на пароход, следовавший вниз по Волге. В Самару Лев Николаевич прибыл 26 мая (по новому стилю — 7 июня), а еще через два дня он уже стоял на берегу реки Каралык.

Конечно же, здешние башкиры, в основном неграмотные, не знали, кто такой граф Толстой. Для них это был всего лишь богатый городской барин, который, видимо, для развлечения решил пожить несколько недель «в народе». Хуторяне за небольшую плату сдали приезжим одну из войлочных кибиток (юрт). Здесь Толстой со своей «свитой» прожил больше месяца, питаясь простой крестьянской едой и запивая ее кумысом, который ему ежедневно поставляли скотоводы.

Граф много общался с башкирами, и однажды его пригласили на той (праздник), где гостя угощали особым, хмельным кумысом. По традиции, после выпивки самые сильные мужчины боролись между собой, другие бегали наперегонки и состязались в конных скачках. На тое башкиры также пели свои песни и играли на чебызгах (дудках). Весь этот праздник Толстой подробно описал в своем дневнике.

Писатель рассчитывал прожить в степной глуши два месяца, а домой вернуться к Ильину дню (2 августа). Но пройти курс лечения полностью не получилось: из Ясной Поляны пришла весть, что жандармы устроили в имении обыск, поэтому уже в середине июля Лев Николаевич спешно уехал.

Очарованный кумысом

Снова вернуться на Каралык графу удалось лишь в июне 1871 года, когда он уже написал «Войну и мир». Как отметил в своей книге Павел Бирюков, близкий друг и биограф Льва Толстого, в этот раз писатель отправился в Заволжье не столько из-за необходимости снова подлечиться кумысом, сколько по причине особой симпатии к обитателям диких степей. И все эти девять лет гений мировой литературы жаждал еще раз прикоснуться к этому нетронутому уголку природы.

Во время уже полноценного, 6-недельного курса кумысолечения у графа заметно улучшилось и физическое, и душевное состояние.

 

Во время уже полноценного, 6-недельного курса кумысолечения у графа заметно улучшилось и физическое, и душевное состояние. Его радовали и простой образ жизни («мы на траве, как лошади»), и все окружающее («и башкирцы, от которых Геродотом пахнет, и русские мужики, и деревни, особенно прелестные по простоте и доброте народа»), и степная природа. В Каралыке Толстой часто ходил на охоту, посещал окрестные башкирские деревни, играл с мужиками в шашки. В конце июня граф съездил на ярмарку в Бузулук.

Летом 1871 года Лев Толстой, окончательно очарованный Каралыком, решил устроить в этих местах свое новое имение. В письмах к жене он убеждал ее купить здесь землю: «Степной воздух, купание, кумыс, верховая езда... живописная местность, и — главное: особенно соблазняет простота и честность, и наивность, и ум здешнего народа. Ничего похожего нет с нашими ерниками».

Вскоре Толстой за 20 тысяч рублей купил у здешнего землевладельца, полковника Николая Тучкова, участок земли размером 2500 десятин, расположенный в окрестностях сел Гавриловка и Патровка. Лето 1872 года Лев Николаевич провел в своем имении уже со всей семьей. Кумыс теперь для всех был ежедневным и обязательным угощением. Для обеспечения домочадцев этим напитком графский приказчик нанял семью башкира Мухаммедшаха, войлочная кибитка которого стояла в нескольких саженях от дома Толстого.

Природа Самарского Заволжья и свежий кумыс даровали графу просветление: именно здесь он создал многие главы знаменитого романа «Анна Каренина», который завершил в 1877 году.

Спас десятки тысяч жизней

Лев Николаевич приезжал на отдых в свое заволжское имение почти каждый год. Особенно тревожным оказалось лето 1873 года, когда все Заволжье охватило жестокая засуха. Надвигался голод со всеми его ужасами, и Толстой счел для себя необходимым прийти на помощь крестьянам всех окрестных деревень. Для выяснения размеров бедствия он объехал многие соседние волости, о чем записал в своем дневнике: «Там, где сеяна была пшеница, овес, просо, ячмень, лен, теперь даже нельзя узнать, что посеяно, и это в половине июня... Крестьян нигде нет, все уехали искать работы, дома худые бабы с худыми и больными детьми и старики».

Вооруженный фактами, писатель выступил в столичных газетах со статьей «Письмо к издателям», в которой нарисовал жуткую картину голода среди самарского заволжского крестьянства, брошенного властями на произвол судьбы. Тут же выяснилось, что до этого письма о заволжском голоде не знали (а скорее всего — не хотели знать) не только в центре, но и в Самаре. Писатель первым обратил внимание общественности на тяжелое положение самарского крестьянства и призвал прийти ему на помощь.

Природа Самарского Заволжья и свежий кумыс даровали графу просветление: именно здесь он создал многие главы знаменитого романа «Анна Каренина», который завершил в 1877 году.

 

Впечатление от выступления Толстого было огромное. Для голодающих стали поступать пожертвования, которых только в 1873-1874 годах набралось почти 2 миллиона рублей деньгами и в 21 тысячу пудов хлебом. Граф лично занимался распределением этих средств по волостям и следил, чтобы помощь везде доходила до адресатов. Современники говорили, что благодаря усилиям Толстого от голодной смерти было спасено несколько десятков тысяч человек.

Землю раздал крестьянам

Именно в это тяжелое время в жизни писателя наступила длительная и сложная полоса исканий, сомнений и противоречий. Духовный кризис завершился полным переходом Толстого на позиции патриархального крестьянства. В своих публикациях того времени граф резко и беспощадно осуждал и свою прошлую жизнь и жизнь высшего российского света, к которому он принадлежал.

В июне 1883 года Толстой приехал в Самарское Заволжье в последний раз, и только лишь для того, чтобы ликвидировать свое имение. В письме жене он сообщал, что скот, лошадей, постройки он продает, а земли бесплатно раздает крестьянам. В тот же год писатель окончательно формирует свое религиозно-философское учение, которое вскоре стало известно под названием «толстовство». В его основу мятежный граф положил христианскую любвь к людям, и стержень всего учения — непротивление злу насилием.

За свои идеи, как известно, Лев Толстой до самого конца жизни подвергался резкой

критике со всех сторон — от народовольцев и марксистов до официальных церковных властей Российской империи. В итоге в феврале 1901 года по решению Святейшего Синода Лев Толстой был отлучен от Русской православной церкви.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: