27

Апреля

1934 — В Самаре в целях увековечивания памяти старых бо...

1976 — В Похвистнево создана межхозяйственная биологич...

Ещё события 27 Апреля

От «Олимпа» до современной филармонии
 

1 декабря 1907 года на углу улиц Саратовской и Москательной (ныне – Фрунзе и Льва Толстого) открылся театр-цирк «Олимп».

 

Начало

Начало насыщенной музыкальной жизни Самары совпало с началом века. Осенью 1900 года в городе открылось отделение Императорского Русского музыкального общества, председателем и покровителем коего стал не кто иной, как губернатор А.С. Брянчанинов. В 1902 году в Самаре открылись музыкальные классы, преобразованные в 1909-ом в музыкальное училище. А 1907 год можно считать отправной точкой истории Самарской филармонии. 1 декабря этого года на углу улиц Саратовской и Москательной (ныне — Фрунзе и Льва Толстого) открылся театр-цирк «Олимп». Здание «Олимпа», построенное по проекту архитектора П.В. Шаманского, является шедевром русского провинциального модерна. Помещение предназначалось и под цирковые представления, и под музыкальные концерты. Самым памятным из них стало выступление в октябре 1909 года великого русского певца Федора Шаляпина, который приехал в Самару спустя 18 лет после его последнего визита в родительский дом. Зал был забит битком. Легендарный певец исполнил русские народные песни, романсы. Успех был оглушительным.

Еще одним памятным событием стало выступление 7 мая 1910 года в концертном зале театра «Олимп» симфонического оркестра под управлением Сергея Кусевицкого при участии великого композитора Александра Скрябина. В программе было исполнение произведений Римского-Корсакова, Скрябина, Танеева, Чайковского. К каждому купленному на вечер билету прилагалась программа-аннотация, оформленная замечательным художником Добужинским.

А в фойе продавались недорогие карманные партитуры.

Под знаменем СССР

После Октябрьской революции 1917 года «Олимп» переименовывается в театр им. К. Маркса. На его сцене в течение четырех лет (с 1919 по 1923 год) ставит спектакли и дает концерты оперная труппа антрепризы Д. Южина. В ней заняты знаменитые певцы Григорий и Александр Пироговы, Глафира Жуковская (будущая прима Большого театра). В репертуаре: «Травиата», «Кармен», «Евгений Онегин», «Фауст», «Искатели жемчуга», «Нерон», «Пророк», «Князь Игорь», «Хованщина», «Борис Годунов».

После Октябрьской революции 1917 года «Олимп» переименовывается в театр им. К. Маркса.

 

Со смертью Южина труппа распалась, зал театра им. К. Маркса переходил из рук в руки, превратившись в общедоступный кинотеатр, каких было немало.

В городе чувствовалась необходимость создания собственного симфонического оркестра. Предпосылки для этого были: в кинотеатрах «Молот» и «Художественный» в конце 30-х годов работали небольшие оркестры, исполняя перед началом сеансов программы из произведений классической музыки. И многие ходили в кино специально, чтобы послушать серьезную музыку.

1940 год. Страна готовится к 100-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Для Куйбышева (Самары) приближающаяся дата имела особое значение. Здесь не было концертной организации, которой отпраздновать такое событие было бы по плечу, — филармонии. Для проведения симфонических концертов собирали музыкантов по всему городу. Общественность бьет в колокола, настаивает: городу необходим постоянный симфонический оркестр. В юбилейный для Чайковского год голос общественности был услышан.

С новым именем

8 мая 1940 года начинается биография Куйбышевской филармонии. Программа первого симфонического концерта была посвящена Чайковскому.

Первый директор филармонии Александр Кузьмич Щепалин, заведующий массовым отделом Вячеслав Васильевич Жако, музыкальный редактор Нина Николаевна Торбеева, администратор Евгений Иосифович Завадье — каждый из них вкладывал в свою работу душу.

В филармонии исполняется цикл скрябинских концертов, идут декады советской музыки, летние праздники музыки и эстрады, проходят творческие отчеты местных композиторов, гастроли М. Рейзена, А. Софроницкого и других выдающихся исполнителей.

По итогам 1999 года Самарская государственная филармония стала победителем конкурса газеты «Культура» – «Окно в Россию» в номинации «Филармония года».

 

В годы Великой Отечественной войны Куйбышев становится музыкальной столицей страны.

В самом начале войны многие сотрудники филармонии были мобилизованы, артисты создавали фронтовые бригады.

Любимица самарской публики Вера Зенкевич с фронтовой бригадой добралась до Берлина и в день Победы пела на его улицах «Ах, Самара-городок»... Ей, так же как и другой артистке Самарской филармонии, певице Наталье Снегиревой, была объявлена благодарность и выдана грамота от лица Верховного главнокомандующего «За овладение Берлином». После войны они долгое время продолжали трудиться в филармонии, объездили с концертными группами почти всю Самарскую область.

В ноябре 1941 года филармония лишилась своего здания, которое было передано недавно организованному театру оперетты. А осенью 1942 года была эвакуирована из Москвы труппа Большого театра. Ей передали здание местного оперного театра, а его коллектив переехал в здание филармонии под названием «передвижного театра оперы». Тем не менее масштаб концертной деятельности филармонии рос от месяца к месяцу. Появились новые слушатели — эвакуированные из разных городов страны. В филармонии проходили концерты солистов и оркестра Большого театра, авторские вечера советских композиторов, многие из которых жили и работали в это время в Самаре. Среди них — Дмитрий Шостакович, Юлиан Крейн. На сцене филармонии давали вечера камерной музыки самарские музыканты, выступали артисты Театра эстрады и миниатюр, реорганизованного из бывшего Ростовского...

Но вот вернулся в Москву Большой театр. Уехали из Самары многие видные музыканты и артисты, директора А.К. Щепалина перевели на работу в столицу. И все-таки куйбышевским музыкантам в тяжелом 1943 году удалось открыть в филармонии свой симфонический сезон. В программе: Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Вариации на тему рококо», фрагменты из опер «Пиковая дама» и «Черевички», «Итальянское каприччио». Дирижирует Антон Эйхенвальд. Мягкий, деликатный, интеллигентный человек, он казался воплощением образа русского интеллигента конца XIX века. Мать Эйхенвальда в свое время была арфисткой в оркестрах, исполнявших музыку Чайковского к балетам.

Первые мирные сезоны в жизни филармонии были очень трудными. Город еще жил впечатлениями от спектаклей и концертов артистов Большого театра, лучших столичных исполнителей. А Куйбышевской филармонии предстоял еще очень долгий путь по ступеням, возносящим к музыкальному Олимпу.

В 1945 году выделился в самостоятельную творческую структуру музыкально-литературный лекторий, существующий и поныне. Благодаря артистам лектория многие сельские жители области впервые услышали классическую музыку.

Шаги к Олимпу

Через несколько десятилетий, уже в мирное время, за воспитательную патриотическую и военно-шефскую работу в рядах служащих Вооруженных сил будут отмечены почетными грамотами артисты самарской филармонии лектор-музыковед Ирина Алюшина (долгое время она возглавляла военно-шефскую комиссию филармонии), баянист Аркадий Левит, певец Владимир Вдовухин, мастер художественного слова Ирина Белобородова. Они со своими концертными программами путешествовали по всей стране.

В послевоенное время афиши Куйбышевской филармонии украшали имена пианистов Алексея Трифонова и заслуженной артистки России Марии Волченок. Ими гордились, ведь они могли выступать и с симфоническим оркестром, исполняя сложнейшие инструментальные концерты. Достаточно вспомнить премьеру в Куйбышеве в начале 60-х годов Второго фортепианного концерта Родиона Щедрина, в котором солировал Алексей Трифонов. Тонкими знатоками своего дела были концертмейстеры-солисты Ольга Иванова (ныне она главный концертмейстер Самарского оперного театра, заслуженная артистка России), Валентина Капоткина, Людмила Вишневецкая и Елена Матусова. Вдохновенно играли они и в тесных агитуголках заводов и общежитий, и в сельских клубах, и на сцене филармонии. Изабелла Одельская — невероятно изобретательный лектор и пианистка, она являлась также и режиссером многих своих программ. Людмила Иноземцева, концертмейстер лекторийных групп, была известна в городе и как ведущая телевизионных программ о музыке.

Наталья Шаталова (ныне Файн) и Сергей Загадкин, в разное время работавшие в филармонии, еще детьми начали свой путь на концертной эстраде, став лауреатами Поволжского конкурса молодых пианистов им. Д. Кабалевского. Так же, как и их родители, они выбрали профессию музыкантов. Их мастерство получило не только оценку музыкальной общественности, но и официальное признание: Наталья Файн — заслуженный работник культуры, Сергей Загадкин — дипломант Международного конкурса пианистов в Италии. Этот пианист блестяще исполняет фортепианные концерты Моцарта, Шопена, Листа, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, редко звучащие произведения западноевропейских и отечественных композиторов-классиков. Его имя в афише всегда привлекает внимание самарских любителей музыки, собирает залы.

В 1950 году в филармонию пришел Борис Гальпер — «итальянский тенор» называли его за пристрастие к оперной музыке итальянских композиторов и неаполитанским песням. Его творческое долголетие было удивительным, даже в преклонном возрасте он продолжал петь и голос его звучал молодо. Чуть позднее после Московской консерватории появилась в филармонии и Раиса Ермолаева (лирико-колоратурное сопрано), ученица прославленной русской певицы Антонины Неждановой. Ее теплый и нежный тембр, легкостью и красотой напоминавший чудесный голос ее педагога, неизменно вызывал восторги слушателей.

Лектор-литературовед Раиса Бурлина и лектор-музыковед, заслуженный работник культуры России Ева Марковна Цветова всегда были «на высоте положения», могли завладеть вниманием любой аудитории, их мастерство до сих пор остается непревзойденным. Эстафету пламенного слова во славу музыкального искусства на вечерних симфонических концертах приняла от Цветовой Инна Фельдман. Она была прекрасным лектором-импровизатором, создававшим в зале доверительный контакт с аудиторией.

К концу 70-х годов в филармонии насчитывалось более десяти литературных и музыкальных групп, в каждой — по 4-5 артистов. Тематика программ была самая разнообразная: биографии писателей и композиторов, сопровождающиеся музыкальными иллюстрациями, рассказы о музыкальных инструментах или истории создания какого-либо произведения, детские сказки или серьезные исследования национальной культуры «братских республик». И составы групп были разные: лектор, баянист, балалаечник, гитарист и чтец; или скрипач, пианист, два вокалиста и обязательно лектор-музыковед.

Некоторые артисты лектория имели высшую категорию, которая давала право на сольный концерт или одно отделение концерта. Таким правом пользовались, например, дипломант Всероссийского конкурса вокалистов Нонна Колесникова (меццо-сопрано), сопрано Ольга Шевченко (в одном из своих концертов впервые в Самаре исполнившая на сцене уже новой филармонии вокальный цикл Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» в авторской редакции) и Тамара Чичайкина, мастер художественного слова Игорь Правдин...

Позднее появились программы с экскурсами в древнюю историю Отечества, библейские, краеведческие программы, театрализованные представления по произведениям русских писателей-классиков.

Самара мало отличалась от столицы набором имен выдающихся исполнителей, выступавших здесь: Л. Оборин, Э. Гилельс, С. Рихтер, Д. Шафран, Б. Давидович, И. Козловский, С. Лемешев, Н. Батурин, М. Ростропович, Н. Штаркман, Т. Николаева, Л. Берман, Д. Башкиров, В. Малинин, Л. Власенко, Д. Ойстрах, В. Климов, Л. Гинзбург, К. Элиасберг, Р. Баршай и другие выдающиеся исполнители.

Итоги и проекты

По итогам 1999 года Самарская государственная филармония стала победителем конкурса газеты «Культура» — «Окно в Россию» в номинации «Филармония года».

Сегодня Самарская филармония по праву занимает одну из лидирующих позиций в России.

Эта позиция еще более укрепилась с тех пор, как в 2011 году художественным руководителем филармонии стал известный столичный скрипач заслуженный артист России Дмитрий Коган.

Кстати, был связан с нашим городом и дед Дмитрия — великий скрипач Леонид Коган. Во время Великой Отечественной войны Куйбышевская филармония приняла на свое культурное обслуживание соседнюю Пензенскую область. Там в эвакуации находились учащиеся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, в числе которых был и Леонид Коган. А в 1950-е, 1960-е и 1970-е годы Леонид Коган неоднократно гастролировал в городе Куйбышеве, играл сольные программы, участвовал в симфонических концертах, когда за пультом стоял Геннадий Проваторов.

Его внук Дмитрий Коган, тогда еще начинающий музыкант, на рубеже столетий принял участие в первом самарском фестивале «Молодые звезды XXI века», который послужил стартовой площадкой и для него, и для таких ярких исполнителей, как пианисты Денис Мацуев и Александр Гиндин, виолончелист Денис Шаповалов.

По инициативе Дмитрия Когана в 2011 году был создан Камерный оркестр Самарской государственной филармонии Volga Philharmonic.

 

Среди основных направлений деятельности Когана как художественного руководителя филармонии — организация престижных академических фестивалей с привлечением лучших исполнителей, возрождение фестиваля «Молодые звезды XXI века», расширение репертуара, увеличение числа концертов для разных аудиторий, включая и совсем неподготовленных слушателей.

По инициативе Дмитрия Когана в 2011 году был создан Камерный оркестр Самарской государственной филармонии Volga Philharmonic. В составе этого мобильного оркестра — талантливые музыканты, среди которых есть заслуженные артисты России и Башкортостана. Коллектив гастролирует по всей стране.

А первые гастроли оркестра состоялись в Москве. В мае 2011 года он с успехом выступил в большом сольном концерте Дмитрия Когана в Колонном зале Дома Союзов. Затем последовал крупный региональный проект «Музыкальное посвящение 160-летию Самарской губернии», в рамках которого оркестр дал концерты в четырех малых городах и районах Самарской области: в Отрадном, Нефтегорске, Похвистнево, Волжском районе. Зрители восторженно принимали выступление коллектива на Международном фестивале «Дни Высокой музыки в Самаре», который прошел в октябре 2011 года.

Помимо этого оркестр Volga Philharmonic дает концерты в рамках VIP-абонемента «Дмитрий Коган представляет...».

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: