26

Апреля

1851 — Открыта Самарская губернская палата государстве...

1869 — Родился датский писатель Мартин Андерсен Нексе (1...

1934 — Родился Семен Васильевич Клейменов, ветеран Авто...

Ещё события 26 Апреля

Золотые гусли Сергея Каныгина
 

Молва одарила Сергея Каныгина неофициальным титулом лучшего гусляра России. К гуслям же музыкант пришел достаточно случайно. Гусляр в его понимании – особенный человек: и с точки зрения исполнительской техники, и с точки зрения внутренней наполненности.

Автор: Вадим Карасев

Сергей Каныгин профессионально играет на скрипке, гитаре, балалайке, очень любит их звучание. А на гуслях он научился играть самостоятельно.

 

После того как солист Государственного Волжского русского народного хора им. П.М. Милославова Сергей Каныгин завоевал Гран-при Всероссийского конкурса «Хранители наследия России» за исполнение «Песни о гуслярах», молва одарила его неофициальным титулом лучшего гусляра России.

К этому званию сам исполнитель относится философски.

«Дело тут не в том, что этот титул как-то греет мое самолюбие, — рассуждает Сергей Каныгин. — Речь идет о той ответственности, которую я беру на себя, принимая это звание. Гусляр — это сложный, многогранный образ. Он подразумевает нечто большее, чем просто профессионализм. И если когда-нибудь меня на улице спросят: «Так это вы — лучший гусляр России?», я, возможно, отвечу: «Гусляр не может быть лучшим, он просто может быть или не быть...»

Сергей Каныгин родился в 1961 году в семье, где всегда любили петь. Пение с детства стало и его любимым занятием.

К гуслям же музыкант, по собственному его признанию, уже будучи солистом Волжского хора, пришел достаточно случайно. «За неделю до поездки в Канаду в 1992 году, —вспоминает он, — „сел“ на них однажды и сказал: „Все, это вот мое!“, хотя раньше к гуслям никогда и близко не подходил».

По признанию Сергея Каныгина, ему всегда были близки струнные инструменты. Он профессионально играет на скрипке, гитаре, балалайке, очень любит их звучание. А на гуслях он научился играть самостоятельно. Это было достаточно легко. Пальцы словно уже «знали», куда ложиться, как перебирать по струнам. Сейчас в этом деле Каныгин достиг высокого профессионального уровня, но считает, что ему еще есть над чем работать.

За гусли Каныгин «сел» в 1992 году, будучи солистом Волжского хора.

 

Гусляр в его понимании — особенный человек. В старину их читали бунтарями. Они путешествовали по свету и своими песнями побуждали людей к добрым делам, призывали к правде и честности.

При этом, как Сергей понял довольно быстро, быть гусляром сложно и с точки зрения исполнительской техники. Гусли — очень «ревнивый» инструмент, требующий постоянного к себе внимания. Во время игры музыкант должен все время наклоняться над струнами. При этом гусляр не только играет, но еще и поет. А пение с опущенной головой противоречит всем певческим законам. Поэтому исполнитель обязан мастерски владеть инструментом, играть на нем будто с закрытыми глазами. Во время исполнения артисту необходимо думать одновременно и о голосе, и о положении руки на струнах. Нужна четкая координация между движениями пальцев и работой голосовых связок, а это под силу далеко не каждому.

Самарский гусляр осваивает и композиторскую стезю. Его «Песнь о гуслярах» полюбилась многим ценителям музыки...

К пятидесятилетию Сергея Каныгина, 22 октября 2011 года, он и его друзья и коллеги из Волжского русского народного хора выступили с большим концертом в Самарской филармонии.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: