Головкин – первый в Самаре обладатель автомобиля. Но даже его он приобрел из любви к искусству – чтобы ездить с друзьями на этюды за город.
Константин Головкин
Родившись в купеческой семье с
Дело, увековечившее Головкина, – основание коллекции музея, впоследствии ставшего Самарским художественным.
Дело, увековечившее его по крайней мере в одной локальной художественной истории, — основание коллекции музея, впоследствии ставшего Самарским художественным. В 1897 году Головкин сотоварищи основали художественный отдел при самарском Публичном музее, вложив в качестве основы собственные картины. Через печать Головкин обратился к российским мастерам с просьбой пожертвовать свои произведения в будущую коллекцию. На призыв откликнулись, коллекция музея с тех пор пополнялась непрерывно, и он обрел самостоятельность в качестве Художественного музея. Основателю будущего музея было тогда всего двадцать семь. Здесь Головкина до сих пор чтят и регулярно проводят его выставки. В свое время Константин Павлович пошел дальше, самостоятельно разработав проект Дома наук и искусств и лично выделив на его строительство 600 тысяч рублей. Более того, он подготовил и научное обоснование под названием «Проект постройки, оборудования и организации провинциального музея». Но революция и гражданская война внесли свои коррективы, и плану не суждено было сбыться. Не сбылся он до сих пор.
После революции художник с семьей перебирается в Иркутск, путешествует по Японии, Маньчжурии и Дальнему Востоку, занимается археологическими раскопками стоянок первобытного человека и собирательством монгольско-бурятского антиквариата. Впоследствии работает простым чертежником, служит в армии, возвращается в Самару. В последние годы жизни он потерял все и жил в бедности, служа архивариусом. Не сохранились ни его могила, ни само кладбище.
Головкин стал первым живописцем – исследователем локальных ландшафтов. Он целенаправленно изучал территорию Самарской Луки, выявляя такие ключевые для нее пространственные вехи, как Волжская излучина с Жигулевскими воротами, панорама правого берега с горами, рукотворные камни в Ширяево, деревья осокори на левом берегу, а также силуэт города, увиденного с противоположной стороны Волги.
Однако влияние этого человека оказалось более значительным, чем можно было предполагать. Причем влияние не только на город, где сохранился и основанный им музей, и дача — памятник архитектуры. Велико его влияние как стилеобразующей фигуры в местной арт-жизни. Головкин стал первым живописцем — исследователем локальных ландшафтов. Он целенаправленно изучал территорию Самарской Луки, выявляя такие ключевые для нее пространственные вехи, как Волжская излучина с Жигулевскими воротами, панорама правого берега с горами, рукотворные камни в Ширяево, деревья осокори на левом берегу, а также силуэт города, увиденного с противоположной стороны Волги. Эти образы-мотивы впоследствии бесконечно обыгрывались многими поколениями местных художников. Противопоставление «город — природа», а также осмысление Волги как пограничного пространства по типу реки Стикс впервые было намечено в картинах Головкина. Сюжетом путешествия художника через Волгу как пересечения Рубикона между городским и природным самарское искусство обязано Головкину.
Пейзажи Головкина на долгое время они стали для самарской художественной сцены своего рода эмблемой «традиции».
Отсутствие профессионального образования в итоге пошло художнику лишь на пользу. Как пишет главный исследователь головкинского творчества Владимир Володин, «его „любительство“ впитало в себя пристрастное отношение к своему краю, горячую влюбленность в искусство и его познание, представляло собой самобытный дилетантизм, переплетенный с законами реалистического искусства. Эти четыре слагаемых и определяли своеобразие его произведений, их достоинства и недостатки». Головкин явился предтечей самарских пейзажистов второй половины ХХ века. Возможно, главное, что удалось этому человеку, — породить на редкость легко укоренившийся в местной культуре «Головкин-стиль», ставший своеобразным знаменем «официоза», некоей усредненной моделью нормы, господствовавшей в советское время. Именно неяркие, лишенные экспрессии и индивидуализма, по выражению искусствоведа Татьяны Петровой, «вялые» пейзажи Головкина превратились в предельно нейтральный и потому универсальный живописный стандарт. На долгое время они стали для самарской художественной сцены своего рода эмблемой «традиции».
Версия для печатиАвторизоваться через: |