25

Апреля

1868 — Было принято решение Самарской городской Думы о ...

1893 — В Самаре открыта центральная телефонная станция,...

1931 — Родился Евгений Фомич Молевич, доктор философски...

1935 — Крайисполком принял решение о сооружении в город...

Ещё события 25 Апреля

Самарская ракета Р-7
28.11.2016

Вот уже несколько лет на проспекте Ленина в Самаре, неподалеку от его пересечения с улицей Ново-Садовой, стоит устремленная в небо самая настоящая космическая ракета – знаменитая Р-7 в модификации "Союз". Ее прародительница в технической документации 1950-х годов обозначалась под шифром "изделие 8К71".

Автор: Валерий Ерофеев

Р-7 – самое массовое ракетное изделие мира. Ныне количество пусков Р-7 в ее различных модификациях уже приближается к 1800.

 
 

Ракета Р-7 на полигоне Байконур

Лучшее ракетное изделие

Памятник "семерке" в нашем городе установлен неспроста: именно в Куйбышеве на заводе №1 (впоследствии завод "Прогресс") в 1958 году эта ракета была запущена в серийное производство. До сих пор в цехах Самарского государственного научно-производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" изготавливается очередное поколение этого ракетоносителя.

Лишь в 1990-е годы перестал быть секретным тот факт, что ведущим конструктором Р-7 с самого начала ее производства был Дмитрий Ильич Козлов, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР, почетный гражданин Самарской области и города Самары, до 2003 года – генеральный директор-генеральный конструктор ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс". К сожалению, в марте 2009 года он ушел из жизни , не дожив до своего 90-летнего юбилея менее шести месяцев.

В середине 1950-х годов Козлов работал в ОКБ-1 Министерства обороны СССР, которое тогда входило в структуру секретного завода №88 и располагалось в городе Подлипки под Москвой (ныне город Королев). В 1955 году его назначили ведущим конструктором ракеты Р-5 (предшественницы Р-7), которая имела дальность полета 1200 километров, а 20 февраля 1956 года впервые в мире была испытана в варианте ее оснащения боевым атомным устройством. За эту работу Дмитрий Ильич получил свой первый орден Ленина, после чего сразу же был назначен ведущим конструктором принципиально нового изделия – ракеты Р-7.

Согласно заданию правительства, ракета, разрабатываемая коллективом Козлова, должна была иметь дальность полета не менее 10 тысяч километров, то есть иметь возможность доставить "полезный груз" (ядерный заряд) на территорию США. Лишь четвертый пуск этой ракеты 21 августа 1957 года оказался удачным. Без замечаний прошел и пятый пуск Р-7, состоявшийся 7 сентября. А 4 октября 1957 года эта ракета уже вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.

 

Ракета Р-7 в полете

В декабре 1957 года состоялась встреча Королева и Хрущева, на которой обсуждалось массовое ракетное производство. Главный конструктор смог нарисовать руководителю партии такие заманчивые перспективы советской космонавтики, что Хрущев сдался и поручил секретариату ЦК срочно готовить необходимые документы.

 

Особо важное задание

Первые "семерки" были изготовлены в цехах опытного завода №88 в подмосковных Подлипках. Однако главный конструктор баллистических ракет Сергей Павлович Королев тогда прекрасно понимал, что для масштабного освоения космоса и для решения оборонных задач мощностей этого предприятия недостаточно. Поэтому в конце 1957 года Сергей Павлович в своей докладной записке просил у руководства СССР разрешения перепрофилировать одно из крупных оборонных предприятий страны специально под выпуск "изделия 8К71". В декабре 1957 года состоялась встреча Королева и первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева, на которой обсуждалась тема массового ракетного производства. Главный конструктор смог нарисовать руководителю партии и государства такие заманчивые перспективы развития советской космонавтики на ближайшие годы, что Хрущев сдался и поручил секретариату ЦК срочно готовить необходимые документы.

В итоге, уже 2 января 1958 года вышло закрытое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №2-1 "Об организации серийного производства изделия 8К71 на Государственном авиационном заводе № 1 имени И.В.Сталина Куйбышевского совета народного хозяйства" (в то время организация п/я 208, ныне ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс").

Поскольку ведущим конструктором изделия 8К71 являлся 39-летний начальник отдела ОКБ-1 Дмитрий Козлов, то в приказе именно он и был назван в качестве ответственного за перепрофилирование завода №1. Тогда же Козлов был назначен заместителем Сергея Королева и ответственным за переход предприятия с выпуска самолетов на выпуск изделия Р-7.

О трудных неделях конца 1958 года вспоминает ветеран ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" Георгий Фомин:

"В то время мы работали не просто круглосуточно и без выходных, а по-настоящему переселились в помещение цеха и жили здесь как дома, особенно в течение последних 20 дней перед сдачей изделия. Для этого на наших рабочих местах были расставлены раскладушки, все мы принесли сюда личные туалетные принадлежности, в цехе круглосуточно работал буфет. Козлов и Литвинов два раза в сутки проводили в кабинете начальника цеха оперативки, на которых подводили итоги уже сделанного, после чего выдавали сменные задания каждому участку с указанием конкретных работ, которые необходимо было выполнить до следующей оперативки. График выполнения этих работ расписывался даже не по часам, а буквально по минутам, и при этом всегда указывалось, какое денежное вознаграждение получит инженер или рабочий за выполнение задания качественно и в срок. В результате такого метода стимулирования производственного процесса все мы к Новому году получили большие по тем временам деньги, чем немало порадовали своих родных, которые, конечно же, очень переживали за наше отсутствие дома в течение многих недель".

Лишь в 1990-е годы перестал быть секретным тот факт, что ведущим конструктором Р-7 с самого начала ее производства был Дмитрий Ильич Козлов, почетный гражданин Самарской области и города Самары, до 2003 года – генеральный директор-генеральный конструктор ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс".

 

Особо важное задание Родины было выполнено в указанные сроки. Первые две ракеты Р-7 куйбышевского производства отправлены на полигон Тюра-Там (ныне Байконур) 30 декабря 1958 года. В феврале 1959 года одна из них, имевшая военное назначение, успешна была запущена с полигона, а затем в течение того же года с помощью куйбышевских ракет на орбиту вокруг Земли было выведено несколько спутников, а к Луне отправлены две автоматические станции.

По оценке правительственной комиссии, к началу 1960 года завод №1 уже представлял собой полностью сформированное и совершенно самостоятельное ракетное производство, выпускавшее каждую неделю по одной "семерке". А еще раньше после посещения завода №1 первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев заявил на весь мир, что "теперь мы делаем ракеты на конвейере, как сосиски", и пообещал с помощью этих ракет показать Америке "Кузькину мать".

Р-7 – самое массовое ракетное изделие мира. Ныне число пусков Р-7 в ее различных модификациях уже приближается к 1800.

 

 

Дмитрий Ильич Козлов в 2005 году

Ракета, разрабатываемая коллективом Козлова, должна была иметь дальность полета не менее 10 тысяч километров, то есть иметь возможность доставить "полезный груз" (ядерный заряд) на территорию США.

 

"Семерка" до сих пор в строю

В 1960 году за свою беспрецедентную по срокам и масштабам работу по перепрофилированию предприятия Дмитрий Козлов был награжден орденом Ленина. В то время он уже возглавлял Куйбышевский филиал №3 ОКБ-1 (впоследствии Центральное специализированное конструкторское бюро – ЦСКБ, головное предприятие страны по выпуску спутников наблюдения). Директор завода №1 Виктор Литвинов тогда же получил свою вторую Золотую Звезду Героя Социалистического Труда.

Постановлением Совета Министров СССР от 20 января 1960 года межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была принята на вооружение Советской Армии. А уже к весне в СССР на боевом дежурстве стояли четыре ракеты Р-7, нацеленные на Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Чикаго. Однако США в конце 1960 года тоже приняли на вооружение свои баллистические ракеты "Атлас". Тем самым был дан старт ракетно-ядерному противостоянию двух мировых сверхдержав.

Как известно, именно Р-7 позволила 12 апреля 1961 года совершить успешный орбитальный полет первому в мире космонавту Юрию Гагарину. После этого изделие куйбышевского предприятия вывело на орбиту еще несколько сотен космонавтов из многих стран мира, а на траекторию полета к Луне и планетам Солнечной системы – множество космических станций.

Как известно, именно Р-7 позволила первому в мире космонавту Юрию Гагарину совершить успешный орбитальный полет 12 апреля 1961 года.

 

В течение второй половины ХХ века весь мир узнавал главное изделие куйбышевского завода "Прогресс" под все новыми и новыми именами: "Восток", "Восход", "Молния", "Союз" и некоторыми другими. Самарские конструкторы уверенно заявляют, что ракета Р-7 в ее различных модификациях сможет послужить делу освоения космоса еще не одно десятилетие. Другой столь надежной и одновременно относительно дешевой ракеты-носителя ныне в мире не существует.

 

Ракета Р-7. Такой она была в чертежах в 1957 году

 

Ракета Р-7 в модификации Восток

 
Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки: